![]() | Video Game System 989.Полная реставрация и обзор «фамиклона» на плате FW49B.Среди нескольких денди-совместимых консолек, которые предположительно шли на пополнение моих запасов запчастей и корпусов, оказались и такие, по которым при беглом осмотре и поверхностном тестировании было принято решение о попытке их восстановления. Т.е. задача, так сказать, сделать «из говна - конфетку». Одна из них, являющаяся предметом данной статьи, оказалась построена вокруг немало-распространённой в истинно-китайских клонах середины 90-х «материнской платы» с маркировкой FW49B – т.е. одной из лучших для своего класса тех времен. Но в этот раз эта плата была упакована в фамиком-подобный корпус (aka «Dendy Junior») но черного цвета с лейблом «Video Game System 989». Т.е. производитель лишь издалека косил под Фамиком дизайном корпуса абсолютно без учета цвета, и совсем ни капли не пытался быть похожим на постсоветскую Денди от Стиплера (хотя в последствии таковых поделок была огромная масса). Вобщем в данном случае имеем «чистокровный» китайский клон.
На первый, потребительский, взгляд приставка не подавала «признаков жизни» при включении хоть с картриджем, хоть без. Кончено, я включил ее лишь после вскрытия и беглого осмотра внутренностей, среди которых явных признаков как ремонта так и повреждений обнаружено не было. Ну это если не брать в расчет того, что сборка «на отвали» как с точки зрения качества, так и количества запаянных компонентов считалась вполне себе нормой для аццкой китайщины тех лет. Разве что пластик корпуса тогда, несмотря на отвратительную точность литья, был весьма кондовым и прочным: за 30 лет не устал и трещин не дал совсем нигде. Но удивила не столько целостность пластика, в т.ч. всех стоек, сколько практическая девственность всех разъемов: в т.ч. как слота, так и даже коннектора блока питания (внешний язычок которого почти всегда выглядит затертым и неоднородным как минимум по данной причине). Подключил я консольку через композит – реакции ноль, хотя по напряжениям вроде все везде норм. И практически сразу, внимательно приглядевшись, замечанию, что вокруг AV разъемов подозрительно отсутствует пассивная рассыпуха, а на обороте платы пяточки площадок очень аккуратно залужены. Часть компонентов с платы распаяли? Кто? Зачем? – да нет, просто видимо их изначально даже и запаивать не стали! Т.к. при распайке явно не стали бы их так аккуратно залуживать и очищать. Не иначе «экспресс-сборщики» решили распаять только лишь радиочастотный «антенный» модулятор! Экономия на спичках? - конечно, но ведь действительно, в 90-х большинство пользователей подключали приставки именно через «антенный» интерфейс (т.к. использовали имеющиеся в наличии телевизоры без к.л. иных других входов, ибо кроме как для другого источника сигнала помимо антенны они априори предназначены не были) – то есть в принципе такая «кастрация» имела право на существование и даже шанс быть незамеченной потребителем. Но т.к. навскидку проверить работоспособность через ВЧ-интерфейс для меня не являлось тривиальной задачей – поступил проще: не вынимая аудио-тюльпана (через который обеспечивался коннект общей шины приставки с картой захвата в компе), ткнул в соответствующую видео-выходу точку на материнской плате приставки (перемычку, закорачивающую площадку базы и эмиттера отсутствующего транзистора каскада усилителя) центральным пином видео-тюльпана (позже, как видно на фотке, в целях тестирования припаян провод к тюльпану - временное решение). Блеклая и тусклая, но вполне себе исправная (без артефактов) картина появилась на экране – ура, значит однокристаллка исправна, и шанс на ее восстановление до изначально-спроектированного заводского состояния реален! Но оно мне нужно? Решил тут же сразу проверить возможность перевода этой платы в NTSC-режим, т.к. по опыту тестирования аналогичной платы с «сердцем» на FW49B (но упакованной в корпус форм-фактора «Dendy Classic») имелся результат неработоспособности NTSC-режима - при полной исправной работе в режиме PAL. В этом же экземпляре, к определенному удивлению, соответственно также после замены кварца и замыкания двух переключателей – все завелось в NTSC! Значит – да! Восстанавливаем! Это будет первая в моей коллекции «капельная» китайская денди-клон приставка из 90-х, переведенная в NTSC режим. Режим – который де-факто является единственным «правильным», приемлемым и на все 99,9 корректным для всего контента!
Далее, уже по ходу дела, была обнаружена и вероятная причина «девственности»: антенный выход был фактически также неработоспособен! Качество пайки было таково, что на финальной площадке, где встречались ноги конденсатора и центрального пина антенного разъема – красовались трещины вокруг обеих. Иными словами если такая «реализация» и могла давать хоть какую-то картинку на предварительно настроенном на нужную частоту (207,25MHz – аналогично Dendy Junior) телевизоре, за счет «антенного эффекта» – то явно весьма зашумлённую. Не иначе как данный экземпляр был признан бракованным и посему фактически не использовался по назначению. Значит удачно он попал ко мне в руки, словно ждал этого момента (или, типа волею судьбы, новая приставка из девяностых была специально припасена для меня). Далее немного технической лирики … К процессу восстановления, а вернее фактически полной пересборке (за исключением модулятора) подошел с размахом. Кратенький конспект проделанного: 1. Полностью выпаял всё с центральной платы (кроме слота, разумеется).
Заодно срисовал незамысловатую обвязку однокристаллки. Отсоединил и интерфейсную плату со стабилизатором питания и выходами – все равно ее соединение на пины-гребенки и съемный шлейф переделывать (чтобы не рисковать отвалом дорожек центральной платы). 2. Плату контроллеров же (с разъемами джойстиков) отстыковывать от центральной - смысла нет, 18-контактный шлейф более чем надежно и вполне изящно (хоть и небрежно изогнутый) обеспечивает электрическую связь и механическую прочность композиции. На самой же плате не только пропаиваем коннекторы и свичи (вставляя их до упора во избежание излишней нагрузки на дорожки и от этого их отвала), но и меняем все несуразно понаприпаянные проводки-перемычки, которые настолько не соответствуют требуемой длине и смонтированы так, что, не смотря на их жесткость, чуть ли не пересекаются. Меняем их на отрезки не менее древней, но новой, проволоки в изоляции, отмеряя длину ни больше, ни меньше требуемого. Докучи отмываем спиртом всю эту канитель. Еще поменял и 15-пиновый разъем по причине того что он был термически деформирован (непонятно при каких условиях).
3. Запаиваем полностью все новые детальки на центральную плату в соответствии указанными тут же номиналами – восстанавливаем, так сказать, задумку разработчиков в лучшем виде.
О маленьких нюансах и доработках – ниже … 4. Интерфейсную («заднюю») плату дополняем только в части минимально необходимой, сохраняя аутентичность заводской реализации (без изменения схемотехники, предусмотренной трассировкой).
5. Джойстик 9-пиновый заказал … А пока на скорую руку для тестирования состряпал переходник. Вотъ (финальный результат - на эти фотки ссылаюсь по тексту ниже).
В итоге получилось весьма симпатяшно. В работоспособности не сомневался. Так и вышло - картинка просто отличная! Не только яркая и четкая, но и практически без артефактов в статике (даже несмотря на NTSC формат). В движении, разумеется, всем известные «прелести» NTSC никуда деться не могут, но имхо намного важнее правильная пропорция изображения, недостижимая в формате PAL (без кастомного тюнинга таймингов приемника сигнала), а также тайминги 60-герцового сигнала для синхронизации звукового генератора (музыка без «тормозов»). Но вот насчет звука некоторый нюанс пришлось решать и решить в обход «заводского проекта». Будучи собранной согласно схемотехнике и маркировке на платах – мы имеем звук на выходе консоли разумной и достаточной амплитуды, без искажений как таковых, но с весьма ощутимой примесью гармоник из видео-сигнала (характерный «треск», словно а-ля кинескопа древнего телевизора). Решение оказалось простым – просто берем сигнал с другой ноги однокристаллки: выпаиваем штатную перемычку и напаиваем подобную, но во фторопластовой изоляции с обратной, нижней, стороны платы (см. схему и фотку). Так амплитуда если и малек занижена, то совсем на чуть-чуть – но сигнал там просто кристально чистый! И еще один момент в части звука. Сама схемотехника платы FW49B не предусматривает коммутацию звуко-генератора, расположенного на картридже (хоть таких игр и немного, а картриджей с ними «в железе» еще меньше – но есть и Эвердрайв!). Контакты слота 45 и 46 просто замкнуты между собой и никуда не подключены. Решить, т.е. пропатчить, данную плату до приемлемого работоспособного состояние весьма просто, хоть это и не будет соответствовать официальному решению (согласно схемотехнике Фамикома) – нужно кинуть резистор со связки этих двух контактов на пин аудио-выхода с центральной платы к интерфейсной. Оптимальный номинал, путем подбора и прослушивания, установил в 1.2кОм – чтобы не заглушало сигнал с APU из однокристаллки, но и звучало не совсем тихо само-по себе (на фотке ниже - покрупнее). Еще интересный момент, который впрочем решил не исправлять (также видно на укрупненной фотке - выше). Контакты слота 48 и 49 также замкнуты на плате и никуда не подключены – тем самым данная приставка лишает картридж возможности предоставить системе в целом, и программе в частности, еще пару страниц VRAM. Да, решение это крайне мало популярное, буквально несколько малоизвестных и ничем не примечательных (к удивлению) игр его используют – потеря не велика. Логично сразу предположить, что линии исходящие от камня, которые должны идти к этим контактам слота, накоротко замкнуты «где-то» (в обычном случае для этих целей служит дорожка на картридже, замыкающая эти два контакта). Но взглянув внимательнее: обнаруживаем, что от однокристаллки не только эти линии разведены, но и «петля» между ними находится в непосредственной близости от пинов слота! Т.е. практически ничего не мешало предусмотреть на плате штатную их разводку без к.л. еще изменений – можно было бы также оставить контакты слота замкнутыми с разведенными на них линиями (желающий бы разрезал дорожку-перемычку). Но нет, сделали словно назло! Хотя и сейчас, при текущей реализации, возможно разрезать петлю и перемычку между контактами слота - и двумя тонюсенькими проводочками (напр. трансформаторной проволокой) восстановить «оригинальное» архитектурное схемотехническое решение ... Проверил также и работу через антенный выход. Результат превзошёл ожидания: картинка по уровню качества практически не отличается от воспроизводимой через композит! Возможно чуть меньше четкость и больше замыленность перехода на контрастных участках, но это ничуть не портит впечатление, возможно даже напротив. Более того эффект «жалюзей» исчезает полностью, хотя и на композитном выходе заметен он только на больших светлых однотонных участках (что в игровом процессе редкость) – однако припоминаю что в далекие 90-годы подобный эффект был у многих приставок и именно через «антенный» интерфейс (и всё это только от халтурной сборки, подумать только). Одновременное подключение и просмотр сигнала сразу с обеих интерфейсов: если приглядываться в момент коммутации, то яркость сигнала на антенном выходе едва заметно снижается при подключении композитного – но настолько мизерно что если не наблюдать самого момента коммутации, то разницу едва ли зафиксировать можно (значит величИны сопротивлений резисторов подобрал вполне себе неплохо). В качестве последнего штриха осталось найти/купить новые шурупы саморезы для сборки корпуса, ну и на стабилизатор питания все же прикрутить радиатор – пусть будет (хотя и не предусмотрен разработчиками этой поделки). И хотя с одной стороны, он и действительно не особенно-таки нужен: однокристаллка потребляет ничтожно мало, и если использовать «классический» картридж «на каплях» (бескорпусных микросхемах) – то реально стабилизатор не греется практически совсем. Но вот если использовать Эвердрайв – то уже другое дело: нагрев кренки явно превышает 60 градусов, что впрочем не мешает стабильной его работе. В качестве резюме можно отметить, что Денди-клон на базе платы FW49B более предпочтителен чем сами оригинальные Денди на однокристаллках в корпусе (UM6561F2 или UM6561AF2) как минимум тем, что в случае с рассматриваемым клоном есть возможность перевести систему в NTSC-режим - в отличие от «однорежимных» чипов, устанавливаемых по заказу Стиплера в Денди. Также однокристаллка под каплей на FW49B, как и чип -F2 лишена «артефакта» (в отличие от AF2) при котором некоторые игры (напр. Принц Персии) неработоспособны. Помимо этого все звуковые каналы у FW49B исправны, включая DMC (чем не может похвастать, например, плата-клон M491). Скважность каналов у FW49B также не перепутана, чем не могут похвастать, например, ранние Dendy Classic на чипе «1818» (которые сейчас выдают чуть ли не за ценный раритет и выставляют на них конские ценники). FW49B еще раз на практике потвердела что это лучшая однокристальная реализация Фамиком-Денди-совместимой консоли из 90-х! Интересно получилось, что среди порядка десятка разнообразных денди-машин в моей боевой коллекции данный именно данный экземпляр на базе плате FW49B теперь пожалуй будет самым ходовым и юзабельным, т.е. условно «лучшим». Конечно, самосборный клон на рассыпухе из фамикомовского комплекта («Красный Эгоист») ему формально не уступает – но и преимуществ, как ни странно, тоже не имеет! (разве что микширование имеет более сбалансированное, хотя и тоже не оригинальное, и не лучшее) Приставка же, герой данной статьи, имеет законченное решение, облаченное в корпус, а плюс до кучи оснащена вполне достойно работающим, хоть и мало актуальным в наше время, радио-частотным модулятором. И, как ни странно, это всего лишь вторая консоль (после Красного Эгоиста) в моем арсенале работающая в NTSC режиме и «переваривающая» Эвердрайв. Да, есть еще девайсина от Симбы на чипсте VT-02, её тоже в NTSC успешно перевел, вот только с Эвердрайвами у нее дружбы нет (чипсет трехвольтовый - мешают резисторы в сигнальных линиях Эвердрайва). На второй же план (в части актуальности для юзабельности) отходит не только вся прочая откровенная китайщина, но и все Стиплеровские «Dendy»! (за которые нынче на барахолках бабла просят по более, порой, чем за Сеги). Неудобно признавать, но cтиплеровские поделки на базе однокристаллок в корпусе – откровенный шлак! (а ведь когда-то они были дороже всех и считались лучшими). Все они «жестко заточены» на режим PAL и не подлежат переводу в NTSC от слова никак! А режим PAL – это «тормознутое» звуковое сопровождение более чем в половине игр, а также во многих еще и замедленный геймплей, неговоря уж об очевидном графическом артефакте в виде «сплющенного» по вертикали в пропорциях изображении. Достаточно раз поиграть на NTSC-системе, чтобы потом никогда в руки джойстик, подключенный к PAL-системе. Помимо режима PAL, как исключительного – различные экземпляры стиплеровских дендей могут обладать и другими неприятными особенностями. Так например для приставок Junior на чипсете UM6561 имеющим в своей маркировке суффикс «А» - это некорректная работа системы с некоторыми играми (Принц Персии, Маугли), а для приставки в корпусе Classic на чипсете 1818, помимо прочего, еще и перепутанная скважность вместе с кривым схемотехническим микшированием звуковых выходов. PS. И еще один маленький штришок пришлось добавить после приобретения 9-пинового джойстика в части распиновки (которых у меня в коллекции нет и не было совсем-совсем – т.к. в 90-е годы все приставки были исключительно с 15-пиновыми и друзей и у меня). Оказалось, что единой распиновки контроллеров денди-клонов на 9 контактов не существует, кто придумал вообще такое (между прочим такой разъем механически идентичен сеговскому Мегадрайву). Выбора джойстиков на алишнике не густо, взял что есть исходя из разумного качества и цены (по дизайну закос под фамикомовский джой). Экспресс-проверка («методом тыка») определяла неработоспособность джойстика в рассматриваемой ретро-приставке. Нагуглил распиновку 9-пинового «симба-джойстика» … так вот у них (а вероятно, и у приобретенного мной, т.к. на тот момент точно не знал еще) земля и питание разведены на два контакта из ряда в 4 пина. В этой же приставке 4-пиновый ряд пуст, земля и питание присутствуют на двух крайних в ряде из 5-ти пин (которые по всей видимости «пусты» в новодельном джойстике). Дело плевое – две залипухи, и проблема решена! Одну из них, дабы не брать в руки проволоку, шлепнул экспрессом через крайнюю ногу (которая тоже по идее NC). Короче с учетом того, что к 9-пиновому порту данной приставки никакой другой периферии все равно не подключать, а подключить нужно именно конкретный джойстик – решение минимально необходимое и достаточное получилось, без шансов на несовместимость даже (см. детально общую фотку). PPS. Также могу отметить, что первая из оказавшихся в моей коллекции (и первая «денди» вообще, хоть на тот момент к сожалению неработоспособная) плата FW49B попала ко мне в руки еще в 95-году и оставила след уже давно в моем творческом труде по Архитектуре Денди. Там же есть распиновка мульти-шлейфа к плате контроллеров. Описанию судьбы той первой платки FW49B и финальной прописке ее в другой корпус - посвящена (вероятно) будет другая статья-фотообзор … MiGeRA (февраль 2025) |