Video Game System 989.

Полная реставрация и обзор «фамиклона» на плате FW49B.

Среди нескольких денди-совместимых консолек, которые предположительно шли на пополнение моих запасов запчастей и корпусов, оказались и такие, по которым при беглом осмотре и поверхностном тестировании было принято решение о попытке их восстановления. Т.е. задача, так сказать, сделать «из говна - конфетку».

Одна из них, являющаяся предметом данной статьи, оказалась построена вокруг немало-распространённой в истинно-китайских клонах середины 90-х «материнской платы» с маркировкой FW49B – т.е. одной из лучших для своего класса тех времен. Но в этот раз эта плата была упакована в фамиком-подобный корпус (aka «Dendy Junior») но черного цвета с лейблом «Video Game System 989». Т.е. производитель лишь издалека косил под Фамиком дизайном корпуса абсолютно без учета цвета, и совсем ни капли не пытался быть похожим на постсоветскую Денди от Стиплера (хотя в последствии таковых поделок была огромная масса). Вобщем в данном случае имеем «чистокровный» китайский клон.

  

На первый, потребительский, взгляд приставка не подавала «признаков жизни» при включении хоть с картриджем, хоть без. Кончено, я включил ее лишь после вскрытия и беглого осмотра внутренностей, среди которых явных признаков как ремонта так и повреждений обнаружено не было. Ну это если не брать в расчет того, что сборка «на отвали» как с точки зрения качества, так и количества запаянных компонентов считалась вполне себе нормой для аццкой китайщины тех лет. Разве что пластик корпуса тогда, несмотря на отвратительную точность литья, был весьма кондовым и прочным: за 30 лет не устал и трещин не дал совсем нигде. Но удивила не столько целостность пластика, в т.ч. всех стоек, сколько практическая девственность всех разъемов: в т.ч. как слота, так и даже коннектора блока питания (внешний язычок которого почти всегда выглядит затертым и неоднородным как минимум по данной причине). Подключил я консольку через композит – реакции ноль, хотя по напряжениям вроде все везде норм. И практически сразу, внимательно приглядевшись, замечанию, что вокруг AV разъемов подозрительно отсутствует пассивная рассыпуха, а на обороте платы пяточки площадок очень аккуратно залужены. Часть компонентов с платы распаяли? Кто? Зачем? – да нет, просто видимо их изначально даже и запаивать не стали! Т.к. при распайке явно не стали бы их так аккуратно залуживать и очищать. Не иначе «экспресс-сборщики» решили распаять только лишь радиочастотный «антенный» модулятор! Экономия на спичках? - конечно, но ведь действительно, в 90-х большинство пользователей подключали приставки именно через «антенный» интерфейс (т.к. использовали имеющиеся в наличии телевизоры без к.л. иных других входов, ибо кроме как для другого источника сигнала помимо антенны они априори предназначены не были) – то есть в принципе такая «кастрация» имела право на существование и даже шанс быть незамеченной потребителем. Но т.к. навскидку проверить работоспособность через ВЧ-интерфейс для меня не являлось тривиальной задачей – поступил проще: не вынимая аудио-тюльпана (через который обеспечивался коннект общей шины приставки с картой захвата в компе), ткнул в соответствующую видео-выходу точку на материнской плате приставки (перемычку, закорачивающую площадку базы и эмиттера отсутствующего транзистора каскада усилителя) центральным пином видео-тюльпана (позже, как видно на фотке, в целях тестирования припаян провод к тюльпану - временное решение). Блеклая и тусклая, но вполне себе исправная (без артефактов) картина появилась на экране – ура, значит однокристаллка исправна, и шанс на ее восстановление до изначально-спроектированного заводского состояния реален! Но оно мне нужно? Решил тут же сразу проверить возможность перевода этой платы в NTSC-режим, т.к. по опыту тестирования аналогичной платы с «сердцем» на FW49B (но упакованной в корпус форм-фактора «Dendy Classic») имелся результат неработоспособности NTSC-режима - при полной исправной работе в режиме PAL. В этом же экземпляре, к определенному удивлению, соответственно также после замены кварца и замыкания двух переключателей – все завелось в NTSC! Значит – да! Восстанавливаем! Это будет первая в моей коллекции «капельная» китайская денди-клон приставка из 90-х, переведенная в NTSC режим. Режим – который де-факто является единственным «правильным», приемлемым и на все 99,9 корректным для всего контента!

 

Далее, уже по ходу дела, была обнаружена и вероятная причина «девственности»: антенный выход был фактически также неработоспособен! Качество пайки было таково, что на финальной площадке, где встречались ноги конденсатора и центрального пина антенного разъема – красовались трещины вокруг обеих. Иными словами если такая «реализация» и могла давать хоть какую-то картинку на предварительно настроенном на нужную частоту (207,25MHz – аналогично Dendy Junior) телевизоре, за счет «антенного эффекта» – то явно весьма зашумлённую. Не иначе как данный экземпляр был признан бракованным и посему фактически не использовался по назначению. Значит удачно он попал ко мне в руки, словно ждал этого момента (или, типа волею судьбы, новая приставка из девяностых была специально припасена для меня).

Далее немного технической лирики …


К процессу восстановления, а вернее фактически полной пересборке (за исключением модулятора) подошел с размахом. Кратенький конспект проделанного:

1. Полностью выпаял всё с центральной платы (кроме слота, разумеется).

 

Заодно срисовал незамысловатую обвязку однокристаллки. Отсоединил и интерфейсную плату со стабилизатором питания и выходами – все равно ее соединение на пины-гребенки и съемный шлейф переделывать (чтобы не рисковать отвалом дорожек центральной платы).

2. Плату контроллеров же (с разъемами джойстиков) отстыковывать от центральной - смысла нет, 18-контактный шлейф более чем надежно и вполне изящно (хоть и небрежно изогнутый) обеспечивает электрическую связь и механическую прочность композиции. На самой же плате не только пропаиваем коннекторы и свичи (вставляя их до упора во избежание излишней нагрузки на дорожки и от этого их отвала), но и меняем все несуразно понаприпаянные проводки-перемычки, которые настолько не соответствуют требуемой длине и смонтированы так, что, не смотря на их жесткость, чуть ли не пересекаются. Меняем их на отрезки не менее древней, но новой, проволоки в изоляции, отмеряя длину ни больше, ни меньше требуемого. Докучи отмываем спиртом всю эту канитель. Еще поменял и 15-пиновый разъем по причине того что он был термически деформирован (непонятно при каких условиях).

 

3. Запаиваем полностью все новые детальки на центральную плату в соответствии указанными тут же номиналами – восстанавливаем, так сказать, задумку разработчиков в лучшем виде.

    1. Транзистор, с учетом форм-фактора корпуса, был установлен 2SC2021, в подобном корпусе есть хлипкий и жалкий советский его «аналог» - кт315 (замечу, что в корпусе TO-92 сюда формально не подходят, хотя при желании можно вкорячить и такой, растопырив ему ноги).
    2. Для активации NTSC режима, помимо смены кварца, требуется «занулить» пару ног однокристаллки. Можно это сделать, конечно, и тупо кусками провода, но во избежание риска превышения тока и (гипотетически возможного с учетом неизвестности схемотехники однокристаллки) выгорания линий – ставим резисторы номиналом, например, 100 Ом (плюс/минус номинал не критичен, но данная его величина не мешает корректному определению уровня «нуля»).
    3. Резонатор нужен в низком корпусе («лодочка») – либо «высокий» кварц придется класть на бок, т.к. иначе он будет мешать работе рычага-экстрактора картриджа.
    4. Остальное тупо по указанным номиналам на плате. Неполярные конденсаторы – танталовые, резисторы четверть ватта мощностью – пленочные. Рядом с первой ножкой слота проволока-перемычка излишня – т.к. присутствует дублирование контакта трассировкой дорожки. Зачем такое решение? Предположительно для возможности установить индуктивность в цепь питания для фильтрации помех (в этом случае соединяющую дорожку нужно будет перерубить). Смысл? – тестировать не стал, но схемотехнически плюс питания заводится на кристалл как до, так и после этой «перемычки».
    5. Гребенку пинов ставим угловую, но даже несмотря на это, а также укорочение высоты ее контактов путем их утапливания – все равно пришлось стачивать надфилями часть угла корпуса обрамления отсека слота ... Но теперь все надежно и легко съемно. Класс!
    6. Не стал распаивать коннекторы под кнопки – т.к. они в нашем случае присутствуют на другой плате. 

 

О маленьких нюансах и доработках – ниже …

4. Интерфейсную («заднюю») плату дополняем только в части минимально необходимой, сохраняя аутентичность заводской реализации (без изменения схемотехники, предусмотренной трассировкой).

    1. Стабилизатор «кренку» оставляем на месте. Меняем кондеры на его входе и выходе, не столько по причине устаревания, сколько по несоответствию напряжения (на входе), да и по жадности заниженной емкости (вместо двух 10/10 поставил 470/16 и 220/16, выбирал не столько по емкости, сколько по сочетанию ее с геометрией).
    2. Радио-частотную часть вообще не трогаем (пропайка сомнительного качества узлов – разумеется, не в счет).
    3. Меняем местами разъемы видео- и аудио, т.к. в соответствии с расцветкой припаяли их наоборот – но т.к. до нашей реставрации это было лишь бижутерией, то и роли это не играло. Попутно выправляем их форму плоскогубцами.
    4. Еще пригодились четыре резистора, взял навскидку, например, по 33 ома (в т.ч. один под замену для единообразия). Через последовательную их пару сигнал поступает на каждый из тюльпанов. А из точек их последовательного соединения сигналы уходят на модулятор. Ставить бОльшие номиналы – не вижу ни малейшего смысла занижать уровни сигналов (даже в случае теперь наличия транзисторного каскада по видео), ставить меньше или выкидывать вовсе – всеже хочется не только развязать входы модулятора и композитный интерфейс, но и обеспечить хоть какую-то минимальную нагрузку по выходу (для защиты от подключения к «не пойми к чему»): ведь аудио-сигнал фактически напрямую берется из однокристаллки. (Как вариант еще: первый из последовательных в цепочке резисторов можно заменить на конденсатор, но форм-фактор электролитов емкостью микрофарад так на 10 как-правило не совместим с имеющейся трассировкой платы, а по условию «лишнего не колхозим»).

5. Джойстик 9-пиновый заказал … А пока на скорую руку для тестирования состряпал переходник.


Вотъ (финальный результат - на эти фотки ссылаюсь по тексту ниже).

 

В итоге получилось весьма симпатяшно. В работоспособности не сомневался. Так и вышло - картинка просто отличная! Не только яркая и четкая, но и практически без артефактов в статике (даже несмотря на NTSC формат). В движении, разумеется, всем известные «прелести» NTSC никуда деться не могут, но имхо намного важнее правильная пропорция изображения, недостижимая в формате PAL (без кастомного тюнинга таймингов приемника сигнала), а также тайминги 60-герцового сигнала для синхронизации звукового генератора (музыка без «тормозов»). Но вот насчет звука некоторый нюанс пришлось решать и решить в обход «заводского проекта». Будучи собранной согласно схемотехнике и маркировке на платах – мы имеем звук на выходе консоли разумной и достаточной амплитуды, без искажений как таковых, но с весьма ощутимой примесью гармоник из видео-сигнала (характерный «треск», словно а-ля кинескопа древнего телевизора). Решение оказалось простым – просто берем сигнал с другой ноги однокристаллки: выпаиваем штатную перемычку и напаиваем подобную, но во фторопластовой изоляции с обратной, нижней, стороны платы (см. схему и фотку). Так амплитуда если и малек занижена, то совсем на чуть-чуть – но сигнал там просто кристально чистый!

И еще один момент в части звука. Сама схемотехника платы FW49B не предусматривает коммутацию звуко-генератора, расположенного на картридже (хоть таких игр и немного, а картриджей с ними «в железе» еще меньше – но есть и Эвердрайв!). Контакты слота 45 и 46 просто замкнуты между собой и никуда не подключены. Решить, т.е. пропатчить, данную плату до приемлемого работоспособного состояние весьма просто, хоть это и не будет соответствовать официальному решению (согласно схемотехнике Фамикома) – нужно кинуть резистор со связки этих двух контактов на пин аудио-выхода с центральной платы к интерфейсной. Оптимальный номинал, путем подбора и прослушивания, установил в 1.2кОм – чтобы не заглушало сигнал с APU из однокристаллки, но и звучало не совсем тихо само-по себе (на фотке ниже - покрупнее).

Еще интересный момент, который впрочем решил не исправлять (также видно на укрупненной фотке - выше). Контакты слота 48 и 49 также замкнуты на плате и никуда не подключены – тем самым данная приставка лишает картридж возможности предоставить системе в целом, и программе в частности, еще пару страниц VRAM. Да, решение это крайне мало популярное, буквально несколько малоизвестных и ничем не примечательных (к удивлению) игр его используют – потеря не велика. Логично сразу предположить, что линии исходящие от камня, которые должны идти к этим контактам слота, накоротко замкнуты «где-то» (в обычном случае для этих целей служит дорожка на картридже, замыкающая эти два контакта). Но взглянув внимательнее: обнаруживаем, что от однокристаллки не только эти линии разведены, но и «петля» между ними находится в непосредственной близости от пинов слота! Т.е. практически ничего не мешало предусмотреть на плате штатную их разводку без к.л. еще изменений – можно было бы также оставить контакты слота замкнутыми с разведенными на них линиями (желающий бы разрезал дорожку-перемычку). Но нет, сделали словно назло! Хотя и сейчас, при текущей реализации, возможно разрезать петлю и перемычку между контактами слота - и двумя тонюсенькими проводочками (напр. трансформаторной проволокой) восстановить  «оригинальное» архитектурное схемотехническое решение ...

Проверил также и работу через антенный выход. Результат превзошёл ожидания: картинка по уровню качества практически не отличается от воспроизводимой через композит! Возможно чуть меньше четкость и больше замыленность перехода на контрастных участках, но это ничуть не портит впечатление, возможно даже напротив. Более того эффект «жалюзей» исчезает полностью, хотя и на композитном выходе заметен он только на больших светлых однотонных участках (что в игровом процессе редкость) – однако припоминаю что в далекие 90-годы подобный эффект был у многих приставок и именно через «антенный» интерфейс (и всё это только от халтурной сборки, подумать только). Одновременное подключение и просмотр сигнала сразу с обеих интерфейсов: если приглядываться в момент коммутации, то яркость сигнала на антенном выходе едва заметно снижается при подключении композитного – но настолько мизерно что если не наблюдать самого момента коммутации, то разницу едва ли зафиксировать можно (значит величИны сопротивлений резисторов подобрал вполне себе неплохо).

В качестве последнего штриха осталось найти/купить новые шурупы саморезы для сборки корпуса, ну и на стабилизатор питания все же прикрутить радиатор – пусть будет (хотя и не предусмотрен разработчиками этой поделки). И хотя с одной стороны, он и действительно не особенно-таки нужен: однокристаллка потребляет ничтожно мало, и если использовать «классический» картридж «на каплях» (бескорпусных микросхемах) – то реально стабилизатор не греется практически совсем. Но вот если использовать Эвердрайв – то уже другое дело: нагрев кренки явно превышает 60 градусов, что впрочем не мешает стабильной его работе.

В качестве резюме можно отметить, что Денди-клон на базе платы FW49B более предпочтителен чем сами оригинальные Денди на однокристаллках в корпусе (UM6561F2 или UM6561AF2) как минимум тем,  что в случае с рассматриваемым клоном есть возможность перевести систему в NTSC-режим - в отличие от «однорежимных» чипов, устанавливаемых по заказу Стиплера в Денди. Также однокристаллка под каплей на FW49B, как и чип -F2 лишена «артефакта» (в отличие от AF2) при котором некоторые игры (напр. Принц Персии) неработоспособны. Помимо этого все звуковые каналы у FW49B исправны, включая DMC (чем не может похвастать, например, плата-клон M491). Скважность каналов у FW49B также не перепутана, чем не могут похвастать, например, ранние Dendy Classic на чипе «1818» (которые сейчас выдают чуть ли не за ценный раритет и выставляют на них конские ценники). FW49B еще раз на практике потвердела что это лучшая однокристальная реализация Фамиком-Денди-совместимой консоли из 90-х!

Интересно получилось, что среди порядка десятка разнообразных денди-машин в моей боевой коллекции данный именно данный экземпляр на базе плате FW49B теперь пожалуй будет самым ходовым и юзабельным, т.е. условно «лучшим». Конечно, самосборный клон на рассыпухе из фамикомовского комплекта («Красный Эгоист») ему формально не уступает – но и преимуществ, как ни странно, тоже не имеет! (разве что микширование имеет более сбалансированное, хотя и тоже не оригинальное, и не лучшее) Приставка же, герой данной статьи, имеет законченное решение, облаченное в корпус, а плюс до кучи оснащена вполне достойно работающим, хоть и мало актуальным в наше время, радио-частотным модулятором. И, как ни странно, это всего лишь вторая консоль (после Красного Эгоиста) в моем арсенале работающая в NTSC режиме и «переваривающая» Эвердрайв. Да, есть еще девайсина от Симбы на чипсте VT-02, её тоже в NTSC успешно перевел, вот только с Эвердрайвами у нее дружбы нет (чипсет трехвольтовый - мешают резисторы в сигнальных линиях Эвердрайва). На второй же план (в части актуальности для юзабельности) отходит не только вся прочая откровенная китайщина, но и все Стиплеровские «Dendy»! (за которые нынче на барахолках бабла просят по более, порой, чем за Сеги). Неудобно признавать, но cтиплеровские поделки на базе однокристаллок в корпусе – откровенный шлак! (а ведь когда-то они были дороже всех и считались лучшими). Все они «жестко заточены» на режим PAL и не подлежат переводу в NTSC от слова никак! А режим PAL – это «тормознутое» звуковое сопровождение более чем в половине игр, а также во многих еще и замедленный геймплей, неговоря уж об очевидном графическом артефакте в виде «сплющенного» по вертикали в пропорциях изображении. Достаточно раз поиграть на NTSC-системе, чтобы потом никогда в руки джойстик, подключенный к PAL-системе. Помимо режима PAL, как исключительного – различные экземпляры стиплеровских дендей могут обладать и другими неприятными особенностями. Так например для приставок Junior на чипсете UM6561 имеющим в своей маркировке суффикс «А» - это некорректная работа системы с некоторыми играми (Принц Персии, Маугли), а для приставки в корпусе Classic на чипсете 1818, помимо прочего, еще и перепутанная скважность вместе с кривым схемотехническим микшированием звуковых выходов.

PS. И еще один маленький штришок пришлось добавить после приобретения 9-пинового джойстика в части распиновки (которых у меня в коллекции нет и не было совсем-совсем – т.к. в 90-е годы все приставки были исключительно с 15-пиновыми и друзей и у меня). Оказалось, что единой распиновки контроллеров денди-клонов на 9 контактов не существует, кто придумал вообще такое (между прочим такой разъем механически идентичен сеговскому Мегадрайву). Выбора джойстиков на алишнике не густо, взял что есть исходя из разумного качества и цены (по дизайну закос под фамикомовский джой). Экспресс-проверка («методом тыка») определяла неработоспособность джойстика в рассматриваемой ретро-приставке. Нагуглил распиновку 9-пинового «симба-джойстика» … так вот у них (а вероятно, и у приобретенного мной, т.к. на тот момент точно не знал еще) земля и питание разведены на два контакта из ряда в 4 пина. В этой же приставке 4-пиновый ряд пуст, земля и питание присутствуют на двух крайних в ряде из 5-ти пин (которые по всей видимости «пусты» в новодельном джойстике). Дело плевое – две залипухи, и проблема решена! Одну из них, дабы не брать в руки проволоку, шлепнул экспрессом через крайнюю ногу (которая тоже по идее NC). Короче с учетом того, что к 9-пиновому порту данной приставки никакой другой периферии все равно не подключать, а подключить нужно именно конкретный джойстик – решение минимально необходимое и достаточное получилось, без шансов на несовместимость даже (см. детально общую фотку).

PPS. Также могу отметить, что первая из оказавшихся в моей коллекции (и первая «денди» вообще, хоть на тот момент к сожалению неработоспособная) плата FW49B попала ко мне в руки еще в 95-году и оставила след уже давно в моем творческом труде по Архитектуре Денди. Там же есть распиновка мульти-шлейфа к плате контроллеров. Описанию судьбы той первой платки FW49B и финальной прописке ее в другой корпус - посвящена (вероятно) будет другая статья-фотообзор …

MiGeRA (февраль 2025)

Заглавная » Dendy (Famicom|NES) » Video Game System 989