| |
| Optimized Driver for Voodoo2 by MiGeRA (Win98) | Несколько слов о Voodoo.
В этом кратком очерке речь пойдет о "вторичных" картах от 3Dfx: Voodoo и Voodoo2. (Такие карты как Voodoo Rush, Voodoo Banshee, Voodoo3 и т.п. оставим в стороне, т.к. они совмещают в себе и функции видеокарты).
Как я уверен, карты от 3Dfx до сих пор занимают почетное место в системном блоке ценителей реликтовых "вещей" и игрушек. И до сих пор успешно справляются со своими задачами.
Вспомним немножко истории. Год 1997 - российский компьютерный рынок впервые услышал термин "3D-ускоритель" - и им был 3Dfx Voodoo (эти два термина были для многих синонимами). Появление программных продуктов "под 3D" тоже не заставило себя долго ждать - а где-то через пол года требование поддержки 3Dfx стало обязательным (или очень желательным) для любой игрушки.
Но поговорим конкретно о 3Dfx Voodoo. Первенство по производству карт на чипсете 3Dfx Voodoo занимает, несомненно, Diamond Multimedia - как производитель самых надежных и быстродействующих экземпляров (Monster-3D). Эта вторичная видеокарта с поддержкой функций 3D-ускорения графики, API Direct3D(HAL) и API GLIde. Эта карта имеет кадровый процессор FBI(Frame Buffer Interface) и кадровый буфер (frame buffer) размером 2Mb, текстурный процессор TMU(texture memory unit) и 2Mb текстурной памяти. Текстурный процессор и память работают на одной частоте от 50МГц до 57МГц (иногда до 60МГц).
Одним из привлекательных параметров этого ускорителя следует отметить слабую зависимость от производительности центрального процессора. Т.е. игры шли с примерно одинаковой скоростью, что на iP-133, что на iP-200.
Основным (рекомендуемым) разрешением для Voodoo было 640x480 (чего, кстати, для 14" монитора вполне достаточно), хотя также была возможность работать и с разрешением 800x600, но без Z-буфера (для GLIde этот режим недоступен). Ренднринг производился с 16-и разрядной глубиной цвета на полном экране (возможности вывода в окно нет). Поддержка API OpenGL осуществлялась через враппер (wrapper) OpenGL->GLIde, которых существует великое множество - чуть ли не до полно функциональных мини-портов (MCD) - ICD драйвера для Voodoo НЕТ! И до сегодняшних дней этот ускоритель является наиболее оптимальным для машин класса Pentium(1) (не считая Voodoo2).
Немногим позже появился Voodoo2 - сохранивший архитектуру и совместимость (программную) с Voodoo. Его рабочая частота составляла уже 90МГц (92-95МГц для карт Diamond Monster II). С дополнительной системой охлаждения многие карты успешно работают на частоте 100МГц (если это позволяет видеопамять).
Количество текстурных процессоров (TMU) увеличилось до двух. Также вырос размер видеопамяти. Размер кадрового буфера стал 4Mb, размер текстурной памяти - 4Mb на каждый <текстурник> (есть и усеченные модели с двумя мегабайтами на каждый - часть микросхем в них просто не запаяна). Суммарный объем памяти составляет соответственно 12 и 8 мегабайт. Графические режимы: до 800x600x16 (Z-буфер, GLIde); до 1024x768x16 (без Z-буфера).
Также Voodoo2 имеет интересную возможность - возможность работы двух карт Voodoo2 одновременно в режиме SLI (Scan Line Interleave). Diamond назвал такую связку "Mega Monster". Работать вместе могут только карты с одинаковым количеством памяти. Идея SLI-модуля в том, что каждая из карт прорисовывает линии кадра поочередно (т.е. нагрузка на FBI каждой карты в 2 раза меньше) - за счет этого появилась возможность смены кадров с частотой 100Гц. Обработкой текстур занимаются все 4 TMU. Стал доступен графический режим 1024x768x16 (Z-буфер, GLIde).
MiGeRA. (19.06.2002)
| | | | |
|
|
|