GeForce 7800GS

Этот обзор посвящен самой шустрой и фичной видяхе для шины AGP на день сегодняшний, да и похоже впредь тоже - ибо ничего более нового для этой шины уже, походу, не будет ... а жаль.
Еще хорошо помнятся мне времена, когда видеокарты переходили с интерфейса PCI (простой - 2.10) на AGP у которой помимо частоты 66MHz (против 33MHz у PCI) был еще и режим удвоения скорости (2x) ... И в те времена я несколько презрительно смотрел на такое нововведение - не более как на желание производителей "выбить" из пользователя лишние кровные, не только на апгрейд видяхи, но и на апгрейд всей платформы. (А у меня тогда была замечательная мамка TX97 с 500MHz процом K6-2 - и взял я для этой платформы в то время 32-метровую Savage4 на PCI ... но это уже другая история ... и будет время - я ее обязательно расскажу на страничках истории. А сейчас вернемся к теме.)
Подобное можно наблюдать и сегодня при упорном "втирании" в массы мысли о необходимости и неизбежности перехода с AGP на PCI-E. Увы - но действительно, скоро просто не будет выбора (хотя при покупке нового компа это и не так уж критично) - а вот при апгрейде (как и прежде) опять нужно будет раскошеливаться на всю платформу (изначально имея лишь цель проапгредить видяху). И причина в этом вовсе не техническая, как нас пытаются уверить производители и тестово-рекламные издания - а чисто маркетинговая. Да-да - столь агрессивное внедрение PCI-E и полный отказ от AGP - это не что иное как очередное "вытрясание" лишней копеечки из пользователя (или жирный крест на недорогом но существенном апгрейде). Чтоб не быть совсем голословным - постараюсь вкратце изложить суть.
Видео карту можно в некотором роде считать "компьютером в компьютере", поскольку по вычислительной мощности, объему и сложности выполняемых операций они превзошли центральные процессоры персональных компьютеров. Как известно "ядром" любой ЭВМ является связка процессора и оперативной памяти (ОЗУ). И, разумеется, скорость системы в немалой степени зависит от производительности памяти (а в последнее время, как известно, именно память является узким местом вычислительных систем). Поэтому весьма очевидно, что быстродействующие процессоры видео-акселераторов стремятся оснастить максимально быстрой видео памятью. Одновременно с этим увеличивают разрядность выборки данных из памяти. Так, например, пропускная способность тракта видеопамяти (рассматриваемой здесь) карты EVGA на базе чипа GF 7800GS выше 40Gb/s ! В то время производительность системной памяти на базе микросхем DDR2 - в 4 раза меньше, а простой DDR - минимум в 6 раз ! Естественно, что при таком раскладе, весьма очевидно, что любая транзакция, "выплескивающаяся" из видеокарты в системную память (даже через, теоретическую, очень быструю шину) неизбежно приведет к резкому падению производительности (из-за низкой скорости ОЗУ - а у нее кроме видяхи и другие абоненты есть). Выход один - устанавливать на видео-карты большее (необходимое) количество видео-памяти и ... полностью отказаться от хранения текстур в системной памяти. Что же касается скорости закачки данных в видео память со стороны центрального процессора, - то "напряженность" этого тракта намного ниже (и при достаточном количестве локальной видео памяти не может являться "узким" местом графической подсистемы)... и шины AGP 8x, на сегодняшний день, вполне хватает.
И чтоже получается ? - а то, что скорости шины AGP 8x (порядка 2.1Gb/s) достаточно для нужд современных акселераторов. Да - PCI-E 16х обеспечивает почти вдвое большую пропускную способность чем AGP8x - плюс имеет возможность двунаправленной передачи - но эти скорости в разы ниже скоростей обмена внутри видяхи. Что касается двунаправленности - то для нужд видеокарт это пока никак не используется (хотябы потому, что пока нет современной двухпортовой видеопамяти, да и чтение из видеопамяти - не ключевая операция). Касательно же перспектив PCI-E 32x (пока в настольных ПК не используется) с пропускной способностью порядка 8Gb/s - то она всего лишь призвана несколько более полно использовать память DDR2 (не более). А у последних моделей видеокарт (например GF 7950) пропускная способность памяти уже превосходит 70Gb/s.

Вот так и получается, что все руководствуются не здравым смыслом, а финансовой стороной вопроса. И интерфейс AGP просто-таки молниеносно уходит с рынка (учитывая быструю эволюцию видео-карт). А между тем платформы на базе системных плат с AGP интерфейсом, даже по сегодняшним меркам, обладают еще не плохой производительностью. Но из-за отсутствия наличия последних моделей видео-карт в исполнении AGP - такие компьютеры все сложнее и сложнее становится использовать как игровые.

И на этой волне, просто подарком для геймеров можно считать жест NVidia - давшей "добро" на производство видео карт на базе чипа G70 (GF 7800) в исполнении AGP. Ведь технических препятствий для этого нет ! Действительно - все современные графические чипы рассчитаны лишь на интерфейс PCI-E - но существуют мосты (двунаправленные конвертеры) преобразующие один интерфейс в другой. Именно с их применением (для всех чипов NVidia - это HSI) и конструируются карты с интерфейсом AGP на базе чипов с интерфейсом PCI-E. (В качестве замечания: ничего не стоит сконструировать видяху, с применением конвертера, даже на самом современном чипе в исполнении AGP. Но этого не делается только по маркетинговым соображениям, ведь разницы в производительности почти не будет - а нас просто дезинформируют...) ATi не последовала жесту "доброй воли" NVidia - так и получилось, что владельцам платформ с AGP про продукцию ATi можно забыть. Radeon X850XT PE - хоть и может составить некоторую конкуренцию GF 7800GS по скорости, но не поддерживает шейдерную модель 3.0 . Radeon X1600 - поддерживает новые шейдеры, но зато в скорости проигрывает в разы...

Выше все была предыстория - эту же статью хотелось посвятить одному из лучших творений на базе чипа GF 7800GS от компании EVGA в исполнении AGP. Как известно, производители видео-чипов (что ATi, что NVidia) - сами видео-карты не паяют. Это делают их "партнеры", покупающие у первых как оптовые партии самих чипов, так и лицензию (разумеется, что большой "вольности" партнеры себе позволить не могут). Но все же EVGA известна тем, что выпускает помимо стандартных вариантов, модели оптимизированные (с улучшенным охлаждением и увеличенными частотами, а возможно и другими оптимизациями). Что касается ассортимента моделей карт от EVGA на базе GF 7800GS - то отличие заключается в следующем:

256-A8-х505

* Референсная система охлаждения
* GPU - 375MHz
* Mem - 1.2GHz (по DDR) - 38.4 GB/s

256-A8-х506
* Модифицированная система охлаждения от EVGA
* GPU - 430MHz
* Mem - 1.3GHz (по DDR) - 41.6 GB/s
256-A8-х507
* Референсная система охлаждения
* GPU - 430MHz
* Mem - 1.3GHz (по DDR) - 41.6 GB/s
256-A8-х508
* Референсная система охлаждения
* GPU - 460MHz
* Mem - 1.35GHz (по DDR) - 43.2 GB/s

Я же решил остановиться на 506-ой модели. Во-первых по причине наличия усовершенствованной системы охлаждения, а также просто-напросто 508-ю найти (в Москве) не так просто, да и переплачивать не очень то хотелось зато что можно достичь простым разгоном. В тоже время брать для разгона стандартную вариацию 505 - не хотелось по причине ее "стандартности" (просто думается что на всех "разогнанных" вариациях существуют некоторые аппаратные модификации, помимо банального повышения частот). В итоге, как показала практика модель 506 успешно работает на частотах соответствующим модели 508 (без каких бы то ни было доработок). Основные характеристики, публикуемые производителем следующие (из документации):

Ну а конкретно мой экземпляр выглядит так:

Больше всего удивило наличие "пищалки" - рядом с vga-разъемом, видимо служит для сигнализации превышения температуры. На карте установлена система охлаждения турбинного типа, с управляемым вентилятором. Разумеется, присутствует разъем для дополнительного кабеля питания. Большой размер карты и расположение разъема питания на задней кромке может затруднить ее установку в корпус - т.к. пара ячеек корзины для жестких дисков окажется перекрытой (что особенно доставляет неудобства если в системе несколько хардов).
Несмотря на мощную с виду систему охлаждения - много шума она не создает (даже на полных оборотах) - то есть шум кулера видеокарты не выделяется из совокупного шума блока питания, процессорного (боксового) кулера и кулера на корпусе. А будучи закрытым - комп не доставляет дискомфорта по шумовым характеристикам (даже при работе без музыки). По температурным же характеристикам система охлаждения тоже весьма эффективна. При работе в 2D температура (по встроенному датчику) в пределах 50*С - после нескольких часов игры в тяжелую 3D (с дополнительным разгоном) температура не поднимается выше 60*С (что впринципе не удивительно - поток воздуха обеспечивается весьма интенсивный). Это при том, что в драйвере в качестве критической указана 115*С ! Скорость кулера и частоты удобнее всего регулировать утилкой RivaTuner.

Ну и парочку слов об юзабельности (хотя об этом можно говорить долго). Чтобы загрузить сею видяшку относительно полно нужна машинка с процом Intel в районе 2.8GHz или AMD с рейтингом 2400+ - так например на моей платформе (AMD 2.0GHz (200*10) и рейтингом где-то 2800+) при стандартных настройках в 3D-Mark'03 набирается ~12660 очков, в 3D-Mark'05 - ~5900. Ну а по игрушкам, как говорится, "надо видеть" - или что может быть приятнее когда неслабенькая гейма при самых (или почти самых) высоких настройках, что называется, "летает". И в результате на машинке, которая начала собираться полтора года назад, - беспроблемно и с максимальным качеством идут такие вещи как Doom3 и HalfLife2, Titan Quest и Oblivion. А на игрушки, которые не поддерживают шейдерную модель 3.0 - уже как-то и смотреть не хочется :-P

MiGeRA. (июль 2006)

Заглавная » Железо компьютерное » Обзоры устройств » GeForce 7800GS