Ninebot One Z10 – Первая поездка … и последующие.

… И первые недостатки! – начат новый пополняемый материал

Как и обещал ранее – продолжаю, в вернее начиню писать хроники впечатлений по поездкам …


Содержание - хронология обновлений:

апрель-май 2019 - Ninebot Z10 vs S2
май 2019 - По пандусам не поездишь ...
сентябрь 2019 - Секрет сверх курсовой устойчивости


Специально начал новый сезон с двух поездок на «старом» моноколесе Ninebot S2 – дабы так сказать освежить навык, вспомнить опыт и при случае не грешить на сезонный перерыв.

Выходим, встаем, поехали! Несколько необычно, но вроде все здорово ;-). Готовлюсь совершить первый поворот (плавный разворот на большой площадке) …  Опасения не напрасны! Казалось бы - невысокая скорость, знакомое и отработанное до автоматизма движение для осуществления поворота – и я чуть не соскакиваю с моноколеса! Сильнейшим напряжением и чуть ли не блокировкой всех мышц я остаюсь на колесе – которое продолжает ехать практически прямо … Сбавляем скорость еще, ослабляем зажим моноколеса голенями ног, пробуем повернуть еще. Ninebot Z10 почти не рулится вовсе! Ехать по прямой – не вопрос: легко удобно, намного меньше замечаешь колдобины и прочие превратности дороги … но каждый поворот, как подвиг! Зетка ведет себя совсем не так, как уже привык на Эске, и эта непредсказуемость, а порой и полная противоположность реакции моноколеса на твои действия (и ожидаемый эффект) приводит подсознательно к блокировке работы мышц и как следствие дестабилизации равновесия, для восстановления которого нужно вновь контролируемо расслабиться …

Машина времени! Три года назад! Я вновь почувствовал себя чайником, как в первый раз ;-) Фантастика! На самом деле, конечно не совсем как в первый. Например, я уверенно встаю и спешиваюсь с моноколеса (чему учился больше месяца) и видимо, в том числе благодаря трехлетнему опыту я ни разу не упустил новое моноколесо, хоть и пару раз с него спрыгивал (благо колесо большое, схватить его за ручку легко).

Еду по городу. Нет, вернее так: неспешно еду по городу с испуганным (наверное) лицом, с опаской планирую каждый поворот, перед которым сильно сбавляю (и без того невысокую) скорость и маша руками как крыльями и прочими частями тела как хвостом и закрылками – худо-бедно по очень плавному радиусу поворачиваю … Удовольствия почти никакого – разве что радует факт полного безразличия моноколеса к любым неровностям, будь-то заплатки, выбоины, неровная плитка! Ощущение что ты не на моноколесе, а на двухколесном сигвее (наверное) - Ninebot Z10 уверенно и стабильно прет по прямой и нихрена не рулится! Иногда это очень даже хорошо, но вот опять препятствие, поворот – «расправляем крылья»  … М-да.

После десятка километров пробега, начинаешь привыкать к «дубовости» Зетки, а вместе с тем понимать и вырабатывать новые приемы в управлении этим моноколесом. А получается интересная штука – принцип управления Зеткой для совершения поворотов фактически инверсен тому, что я применял на Эске (это почти как ехать на велосипеде с измененным направлением поворота руля – был в парке как-то такой «аттракцион», непростая затея).

Так вот.

Например, для правого поворота на Ninebot S2: фиксируешь выпрямленной правую ногу, а левую ногу дозировано сгибаешь в колене ослабляя тем самым давление на педаль; моноколесо клониться вправо и начинает поворачивать, максимальный угол наклона фиксирован и ограничен упором верхней боковой кромки в голень правой ноги; на положение туловища акцентировать внимание не приходится. Такое поведение и способ руления весьма похоже на велосипедное …

На Ninebot Z10, для правого поворота, нужно делать так: фиксируешь выпрямленной уже левую ногу, расслабляешь и слегка сгибаешь в колене правую ногу; всем корпусом клонишься вправо-вперед, заваливая моноколесо вправо упором голени левой ноги в верхнюю боковую кромку! (ощущение, что отталкиваешь от себя колесо назад-влево). Не мотоциклист – но судя по колену, выставленному в сторону поворота, наверное, весьма похоже …

Вобщем при постепенном «перестроении» внутреннего автопилота начинаешь более-менее себе рулить, если вдруг случайно не расслабишься и не возьмешься за старый способ руления педалями ;-))

Расскажу еще про некоторые нюансы, не вошедшие в раздел недостатков, но не обратить внимание на которые просто невозможно!

- Боковые поверхности покрыты прикольным скользящим материалом «под карбон» - смотрится красиво, легко вытирается и т.п. Но! Покрытие очень НЕ износостойкое! За 50км пробега без единого падения уже стали появляться заметные потертости от контакта и трения с брюками и кроссовками. Решение – наклеить гофро-пенную ленту, которая не только защитит боковую поверхность моноколеса и не испортит внешнего вида, но и придаст дополнительный комфорт (что, пожалуй, даже на первом месте) при эксплуатации костяшкам лодыжек.

- Еще о комфорте: без «верхних штатных накладок» (тех, что в комплекте и клеящихся пользователем) - рулить моноколесом жестковато для костей голеней, которые начинают побаливать от постоянного ударного взаимодействия хоть и с а-ля «кожаными», но жесткими внутри интегрированными накладками. По большому счету – жесткость интегрированных накладок, есть недостаток!

- Об этих самых «верхних штатных накладках» - еще один пример инженерного просчета! В районе передней фары лепестки накладок затрудняют откидывание заглушки разъема зарядки. Хочется отрезать лишнее – наверное, так и сделаю. Плюс к этому скотч штатный – фиговый, эти самые углы постоянно отклеиваются! И еще эти накладки массивные и мягкие, но -  не в том месте! Ближе к задней части, где как раз в большинстве случаев и касаешься их голенью – присутствует ребро изгиба и уменьшена толщина, зачем?!! Комфортная же и массивная часть спереди - в большинстве случаев не используется при езде.

- Моноколесо свистит, всегда, монотонно и высокочастотно – к этому не привыкать … просто не обращаешь внимания (кстати, пищит даже меньше Эски). Но технологическое звуковое сопровождение на этом не заканчивается! Во время хода и в зависимости от нагрузки (совершаемой работы) колесо очень мелодично завывает («вух-ву-вух-ву»), как будто бы сквозняк и ветер в нем гуляет; иногда (когда заряда меньше половины) напоминает звук старого троллейбуса («воу-воуш-воу-воуш») – и эта «музыкальщина» намного сильнее фонового свиста.

- Прошивка 1.0.5 имеет алгоритм, стремящийся раскручивать колесо при малейшей потери сцепления с поверхностью. Заскакиваешь на бордюр вверх на невысокой скорости (12км/ч), а моноколесо пищит что превышается порог скорости в 25км/ч.

- Стоит обратить внимание что после изменения настроек в части чувствительности и реакции на торможение – для их вступления в действие необходимо «перезагружать» моноколесо (вкл/выкл). Из чувствительности юзабельны варианты «0» и «1», на «3» и «4» колесо настолько резиново-ватное в продольной плоскости, что адекватно ехать практически невозможно. Опцию же реакции на торможение субъективно почувствовать не удалось.

И совсем напоследок – о хорошем.

- Запас хода Ninebot Z10 действительно приличный! 25% заряда осталось после пробега 60км (средняя 15км/ч).

- Хорошая курсовая устойчивость на высоких скоростях (проверено до 33 км/ч), а так же практически полная (в сравнении с Эской) невосприимчивость к бездорожью, колдобинам, камням, веткам и даже песку! Зетка позволяет очень быстро и уверенно двигаться по любым лесопарковым дорожкам ;-)

- Запас по мощности (ускорению и скорости) – пешеход точно не догонит, да и большинство велосипедистов пожалуй тоже …

- Широкие педали с резиновыми вставками. Можно выбрать комфортную позу, плюс очень цепко стоишь – не скользишь совсем.

MiGeRA (18.04.2019)

Продолжение.

Несколько поездок и первая сотня километров на новом моноколесе пройдена. Что-то устранил (приклеил верхние штатные накладки и гофро-ленту в два ряда над педалями, сгладил острые края вокруг ручки), с чем то привыкаю мириться (болтающиеся педали, которые почти вообще не держаться в закрытом виде от гофра-накладок в т.ч., постоянно отклеивающиеся углы штатных накладок, чемоданной ручкой не пользуюсь совсем …) – но Зетка едет и заряда хватает, по моим меркам, на 3 поездки точно. Намного больше 20км за поездку проехать не удается – устаешь, причем несколько по-другому чем на Эске (пока мышцы к новому моноколесу не адаптировались видать). И я вот, думаю, а что там – покатаюсь-ка в очередной раз на Эске, типа отдохну и все такое!

А вот тут-то самое интересное, чего совсем не ожидал.

Ninebot S2 - вышел, встал, поехал … Чего??? Опять учиться заново? Первая мысль была: «ну его нах!..» - вернуться домой и взять Z10! Но для полноты ощущений я решил все же честно откатать эту прогулку на «старенькой» Эске. В этот день этих 18км мне более чем хватило, чтобы окончательно влюбиться в Зетку и теперь уже надолго убрать Эску.

В чем фишка? Теперь я уже откровенно не понимаю, как я откатал на Ninebot S2 1600км! Это моноколесо просто не способно ехать по прямой прямо – его все время болтает, а ты постоянно подруливаешь! И если Зетку нужно лишь иногда удерживать от раскачки из стороны в сторону, на неровностях при чрезмерной скорости, зажимая голенями … Эску не только нужно удерживать всегда! - так еще и от случайного мотания вправо-влево – ваще атас! На любом ровном месте при малейшем неосторожном движении понимаешь, что рискуешь потерять моноколесо из под ног! – Зетка уже приучила к наслаждению уверенной и стабильной курсовой устойчивости. Ninebot S2 кажется легким – словно детским, что дает ему преимущество, разве что, при переноске в руках (через проезжую часть в толпе пешеходов).

Думаю, дай-ка попробую рулить Эской, как Зеткой – наклоном корпуса. Как бы не так! Ninebot S2 настолько маленькое и легкое, что упереться об него голенью просто невозможно (его можно только держать) – легкий наклон и ты фактически безудержно падаешь, отталкивая колесо от себя назад и в сторону … Т.е. рулить Эской можно исключительно разницей нажима на педали, но не наклоном корпуса («игра» сгибом ног в коленях при вертикальном корпусе)! Зеткой же преимущественно рулишь именно наклоном корпуса и упором в противоположную повороту педаль, при этом на очень низких скоростях можно рулить и педалями (как на Эске), но с учетом большего радиуса разворота.

«Эска быстрее ускоряется» … Такое мнение у меня сложилось после нескольких поездок на Зетке, ускорение которой воспринимается плавным и вялым. Пробую ускориться на Эске – о да, оно веселее трогается с места и … почти сразу чуть ли не продавливается, а я уже чуть было не побежал вперед, оставляя пищащее моноколесо позади (но удержался на этот раз). Запаса по мощности у Эски нет совсем! – даже ускоряться нужно осторожно, с учетом известного лимита (привыкаешь со временем). Кстати, Зетку на ускорении продавить не реально – как бы ты не пожелал быстро ускориться (максимально «газ в пол») - Ninebot Z10 ускоряется ровно так, как способно, без малейших намеков на перегрузку! Кстати, педали у Ninebot Z10 всегда находятся в параллельной земле плоскости, что при разгоне, что при торможении – в этом плане нет привычной информативности, зато вероятно выше устойчивость при езде по ровным и неровным дорогам.

Поведение Ninebot Z10 на лесных дорожках сродни велосипедному и с точки зрения маневренности (худшей чем у Эски), и с точки зрения стабильности, в т.ч. в поворотах на скорости 20км/ч по пересеченной местности (чего Эске даже рядом не снилось). Отдельно стоит отметить проходимость по песку (велосипедисты завидуют с открытыми ртами) и возможность ехать в затяжную горку, например 25км/ч … (велосипедисты уже завидуют с угрюмыми лицами).

Все! Катаемся только на Зетке!.. И обнаруживаем еще один неприятный момент, надеюсь, в последующих прошивках он будет исправлен (или это конструктивная особенность двигателя Ninebot Z10?). Впечатление такое, что у Зетки при низких оборотах (при старте) очень маленький крутящий момент … Привычный надземный переход («стеклянный» мост) по пандусам которого (20 градусный уклон) многократно неспеша ездил и вверх и вниз на Ninebot S2. Тестим Зетку, благо уже попривык. Сначала вверх – моноколесо едет непривычно вяло, несмотря на то что я максимально возможно стараюсь его продавить вперед – чуть ли не мысками стоя на передних краях педалей … еле-еле ползем. Проезжаем переход, впереди спуск и ... - такого я никак не ожидал! Готовлюсь притормаживать (страхую себя руками за перила), смещаю центр тяжести назад, пошел спуск и – моноколесо почти как в свободном качении устремляется вперед! Моих 80кг ему мало для реализации тормозного усилия?! Странно, но похоже на то - предел отклонения туловища назад, даже придерживаясь руками за перила, был достигнут! Чудом колесо не полетело по ступенькам вниз – зажатое голенями его развернуло, я же повис руками на перилах с зафиксированным колесом, развернутым право и упертым в стенку … Отношусь с опаской теперь к спускам и подъемам – или только на скорости их можно проходить? Получается Ninebot Z10 – моноколесо для больших пространств, расстояний, скоростей и пересеченной местности (в отличии от менее мощного и скоростного, но более вертлявого и тяговитого с места Ninebot S2).

MiGeRA (май 2019)

И вновь продолжим ...

Чуть больше месяца с первой поездки, а пробег уже перевалил за 300км! Километраж набирается ощутимо быстрей, чем на Эске. За прогулку накатываю уже минимум в районе 25км, если постараться то можно и за 30км перевалить (пока личный рекорд 32км) – устаешь все же, ленишься отрабатывать рельеф коленями, тише - ехать скучно, а на прежнем уровне уже не безопасно. Насчет «меньшей вертлявости» готов взять свои слова обратно. На маленьких скоростях Зеткой можно управлять также как Эской: исключительно игрой на ног на педалях и поворотами в талии при вертикальном корпусе. Разворот на 360 градусов возможно сделать даже по меньшему радиусу чем на Эске - не более полуметра! На более высоких скоростях принцип руления другой – наклоном корпуса. Для лучшей курсовой устойчивости на прямой можно применять метод идентичный как на Эске – приваливаешь колесо к одной из голеней, тем самым немного наклоняя его в эту сторону – другую ногу можно чуток расслабить (и чередовать ноги), при этом едешь прямо и стабильно. Предел проходимости по песку есть и у Зетки – если под песком есть твердая поверхность – все в порядке. По очень глубокому песку начинаешь юзить, благо Зетка резко обороты не набирает при ухудшении сцепления как Эска. Зато видимо именно по этой причине, а вернее ввиду очень низкого крутящего момента на старте вращения и маленьких оборотах – Ninebot Z10 просто не способен осторожно и не спеша ехать по 20 градусным пандусам пешеходных переходов. Если вверх еще худо-бедно можно ползти, подталкивая себя руками за перила. То вниз колесо просто не способно сдерживать свое качение в пределах пешеходной скорости! Можно стоять на наклонной поверхности неподвижно, можно тихонечко ползти вверх – но как ты только даешь намек на качение вниз – двигатель моноколесо удержать просто не способен! Интересно, устранят это последующие прошивки? Перепрошивка Ninebot Z10 с версии 1.0.5 до версии 1.0.7 по ощущениям не дала каких либо изменений. Просто ваще никаких!

MiGeRA (все еще май 2019)

Очередное дополнение.

Не успел отписать о пробеге в 1000км как уже незаметно перевалил за полторы тысячи ;-)) Колесо по-прежнему замечательно бегает и радует своим ходом: стабильным и предсказуемым. Конечно, практика дело великое, а вместе с тем и физическая тренировка от езды на моноколесе, когда тренируешь почти все мышцы тела. Кстати, несравнимая, например, с ездой на велосипеде, когда тренируешь лишь незначительную часть мышц. 25кг поднимаешь и несешь уже играючи, без мыслей типа «оно тяжелое» … Отдельно хочу поделиться «дзеном», открывшимся для меня после пройденной тысячи. Возможно, для многих я расскажу очевидную вещь, однако нигде ранее про этот нюанс я не читал, или все держат знание в секрете? А момент важный и интересный. Для того чтобы колесо вдруг не начинало мотать из стороны в сторону (как, видимо, некоторые говорят «колбасить») при сочетании высокой скорости, рельефа дороги и других неочевидных факторов … Нужно всего лишь правильно ставить ноги на педали! А именно:  в продольной плоскости не ставить ноги вплотную к корпусу колеса (лодыжки не должны касаться корпуса, касаться корпуса допускается лишь голенью, и то иногда); и самое основное – ноги нужно сильнее выдвигать вперед! Тут сразу же оговорюсь, что «выдвигать вперед» это скорее следствие, а не причина стабильности такой стойки. «Секрет» же кроется в том, что на педалях должны находиться (постоянно их касаться) и мысок стопы и пятка, причем в равных пропорциях (если не помещается целиком). Т.е. чтобы в итоге всегда касаться и опираться на педали моноколеса четырьмя точками (два мыска, две пятки). При моем 46 размере получается так, что проекция пальцев полностью оказывается вне педалей (что поначалу странно). При езде и изменении условий езды, перераспределяешь нагрузку между указанными «четырьмя точками» касания, в редких случаях (например, когда в затяжном повороте нужно изменить скорость) можно касаться лишь «тремя точками» … На «двух точках» же (т.е. на мысках) ехать со сколь либо приемлемой скоростью (выше 20км/ч) недопустимо! Что в целом и не удивительно – когда пятки разгружены, то моноколесо может свободно (хоть и не сильно) люфтовать: мыски не дают должного сцепления с педалями, голенями при движении по прямой сильно колесо не зафиксируешь, а зажим колеса лодыжками уменьшает рычаг (т.е. силу воздействия райдера на управление/удержание моноколеса) – вот и возникает «болтанка» даже такого тяжелого и курсово-устойчивого моноколеса как Ninebot Z10. Поняв же, и привыкнув стоять на педалях всегда полной стопой (что не мешает варьировать сгиб ног в коленях) – просто забыл про необходимость удержания равновесия! Словно теперь не одно колесо, а два – причем такая железобетонная стабильность никак не зависит от скорости. Во время езды теперь как на автомобиле – решаешь только задачу выбора оптимальной скорости и угла поворота ;-)

Вспоминая и перечитывая начало данного материала … короче, исправлять историю не буду. Просто, с оглядкой назад и накопленным опытом, объективно отмечу, что Ninebot Z10 самое «вертлявое» моноколесо – радиус разворота меньше полуметра! Т.е. на полосе шириной в 1 метр можно легко и с запасом развернуться! Эске такое даже близко не снилось. А все благодаря тому, что: во-первых, у Зетки педали высоко от земли; а во-вторых, что покрышка широкая и колесо большое и тяжелое! Можно просто слегка наклонив его вбок, для компенсации энергии движения при развороте, фактически волчком на месте его развернуть и при этом удержать равновесие совсем не сложно. На Эске такой примем не выполним из-за низких педалей, чирканье об асфальт которых сильно ограничивает угол ее наклона, а крутани ее «волчком» - то шансов удержаться практически нет … (получается, что не смотря на меньшие габариты, радиус разворота Ninebot S2 чуть ли не в двое больше Z10) Зетка потрясающее моноколесо, которое отлично рулится на любой скорости и даст фору в маневренности любому более маленькому/узкому/легкому моноколесу! Крутить на приличной скорости мелкую змейку на Эске невозможно – на Зетке легко!

Удивляет еще, что в разных обзорах и не только, Z10 называют «внедорожным» моноколесом (что есть заблуждение). Несомненно, ширина покрышки в 4 с лишним дюйма и глубокие ламели позволяют достаточно уверенно держаться на сыпучем грунте (песке) и неплохо при этом грести (если не делать резких движений, чтоб не зарываться). Однако в первую очередь покрышка Ninebot Z10 это слик предназначенный для скоростной езды и маневрирования на скорости, т.е. его форма и дизайн сродни покрышкам гоночных мотоциклов (а не внедорожной техники). Именно поэтому на Зетке очень удобно и предсказуемо можно проходить затяжные повороты не снижая скорости: «по-мотоциклетному» завалив колесо набок и выставив колено внутрь поворота. При этом, не смотря на существенный наклон моноколеса, ни площадь контакта покрышки, ни фактура ламелей не меняются!

MiGeRA (сентябрь 2019)

Заглавная » Разное » Обзор Ninebot One Z10 – Первая поездка … и последующие