Яндекс.Метрика

Ninebot Z10 – 2200км за первый календарный год.

Недавно миновал год с момента приобретения моноколеса Ninebot Z10, скоро уже и год будет с начала эксплуатации – а моноколесный сезон так и продолжается!

Да, на Зетке за год я проехал больше чем Эске за два с половиной сезона. На вопрос «коллег по оружию» (других моноколесников), которые будучи владельцами иных моделей моноколес (даже из сопоставимой ценовой категории) издалека узнают Ninebot Z10 и проявляют интерес – типа как оно такое: широкое, бескамерное и т.д. Искреннее отвечаю, что это лучшее моноколесо, которое может быть! Настолько привык управляться с ним, что воспринимаю его как часть своего тела, обувь или что-то подобное - для управления чем не требуется отдельного внимания. За всю поездку моноколеса вообще не касаешься руками, даже когда останавливаешься или спешиваешься (перед светофором или чтоб присесть на лавочку), да что там - не смотришь на него, нога сама находит удобное место на педале. Ранее, казавшийся невозможным вариант езды на одной ножке тоже вполне реализуем (но тут оказалось нужна не только сноровка но и сила – приходящая с тренировкой) – практический эффект невелик пожалуй, но смотрится наверняка эффектно. Хотя навык явно не лишний – раз оказалось что подошва одного ботинка намокла (на светофоре стоял) и при входе в поворот нога фактически соскользнула с педали … Выехал, с колеса не сошел. Но в очередной раз подумал что педалям не хватает минимум бортиков или шипов (а лучше и того и другого, если не разрабатывать крепления типа лыжных). Недостатки, о которых писал в прошлых материалах или устранил, или приспособился, или просто уже не обращаю на них внимания – наслаждаюсь Зеткой, реально. Динамичное, сверх манёвренное, устойчивое - красота! Чуть менее 10руб. за электричество (полная зарядка по самому дорогому тарифу) и у тебя более 40км пробега.

Благодаря на редкость теплой и практически бесснежной зиме в Москве - моноколесо стало круглогодичным видом транспорта/спорта/развлечения.  Но так как несколько прохладных, а порой и снежных дней было, в т.ч. когда покататься было и время и желание – то катался. Далее хочу поделиться впечатлениями и мыслями по данным поездкам и эксплуатации моноколеса в зимнее время.

Основные места поездок сместились в сторону города и асфальтированных парковых дорожек – на грунтовках или грязно или лед. По асфальту же при температуре выше нуля всегда можно ехать вполне комфортно – лужи и снежная слякоть вовсе не помеха. Когда подмерзает и подсыхает, оно с одной стороны вроде как и лучше, но нужно быть вдвойне внимательным чтобы не допустить резкого маневра на «ледяных залысинах» (мелких замерзших лужах). Благо также в этом году в городе, а тем более в парке применяют не химические реагенты, а обычный песок. Грязи от него конечно больше, но эффект вполне себе. Мокрая от снега шина моноколеса быстро собирает на себя слой песка, который отрабатывает в случае если едешь по ледяному участку где песка нет. В целом же, несмотря на фактически лысый протектор Зетки, моноколесо вполне себе корректно едет по утоптанным заснеженным тропинкам, по рыхлому снегу (если слой неглубокий, а под ним более-менее твердое и ровное покрытие – т.е. газон например), и более того – почти по полностью обледеневшим после оттепели гравийным дорожкам парка! Народ пешком идет шаркающим шагом – скользит, а моноколесо не спеша едет быстрее пешеходов – нормально … Правда если остановиться, то тронуться на льду практически не реально – нужно в рыхлый снег на обочину сходить.

Скорость конечно не летняя – не погоняешь. Но и на велосипеде зимой даже на шипах скорость ниже чем летом – хотя в случае с велосипедом ограничение все больше по физическим возможностям ездока. А моноколесу конечно не хватает шипованной резины со злым грязевым протектором – запас мощности никуда не девается. Кстати про аккумуляторы. С учетом более низкой средней и пиковой скоростей движения заметного снижения пробега нет – скорее напротив: полного заряда хватает на несколько поездок. За поездку километров 20 максимум накатаешь за теже полтора-два часа и сам уже мерзнешь …

Лужи штурмуешь вполне стабильно, разумная глубина на толщину шины – т.е. 10см, что вполне себе не мало. Нужно помыть колесико от грязи – штурмуем лужу на более высокой скорости. Напротив не хотим пачкать в мелкой грязной слякоти – едем очень медленно. Зетка имеет очень достойную конструкцию в плане влагозащищенности никаких доработок в этом направлении не требуется! Отряхнул автомобильной щеткой после поездки – и все. Шину удобно чистить чуток приподнимая моноколесо двумя пальцами за переднюю часть ручки (чтоб датчик не срабатывал) – к неспешно раскручивающемуся колесу (т.к. угла наклона фактически нет) приставляешь щетку на пару секунд – протектор девственно чист! При необходимости повторяешь (т.к. если держать долго, то все же раскручивается колесико, а резину тереть сильно об асфальт при торможении жалко).

Хоть и зимой снежный покров сохранялся максимум пару дней в городе, не считая газонов и сугробов – в парке снега было куда как больше, лед был даже на асфальтовых дорожках. В начале марта в городе никаких следов снега – а в парке? Странно, но в парке тоже. Многие грунтовые и гравийные дорожки просто мокрые, как летом после дождя, хотя местами встречается и грязевая жижа. Не спешиваться же для ее преодоления … Потихонечку прокладываем колею, главное сильно не забуксовать – но в парке под слоем грязи зачастую есть твердь. Скорость должна быть не совсем низкой – по инерции проходить жижу и прокладывать колею сквозь месиво на скорости ниже 10км/ч не хватает как мощности на низах, так и грязевого протектора. Хотя глубокие ламели и широкая шина на удивление сносно и стабильно ведут себя даже в грязи. Иногда реально дрифтуешь, прямо как в снегу – тут самое главное сохранять вертикальное положение корпуса и не делать резких движений, дабы не давать повода моноколесу менять скорость вращения.

Воздуха в шину добавляю где-то раз в три месяца до 2.8атм, потери несущественные 0.2-0.4атм за это время. Износ резины визуально заметен, однако до полностью лысого состояния еще далеко.

Зимой скорости небольшие и холодно – поэтому вместо шлемака обычная шапка, а вместо косухи (которую не проткнешь и не протрешь даже об асфальт или гравий) обычная куртка, только защиту колено-голень одеваю (дополнительно грет, что тоже хорошо для суставов). Ждем когда окончательно подсохнет и потеплеет – хочется погонять по-летнему, в полной защите …

PS. Зимой практически не видно других моноколесников – странно … Чтож я как всегда ввожу новую моду, как десятью годами ранее на зимний велоспорт ;-)

PPS. Процесс езды на моноколесе стал настолько привычен и необременителен для любых поездок, что порой даже удивляешься как раньше можно было жить без такого агрегата. Почему раньше его не создали – ведь могли бы … Или все же нет? Размышляешь и на эту тему, с чисто-технической (а не конспирологической стороны). Есть информация что математическую модель движения «гироциклического» транспортного средства создали еще чуть ли не 50 лет назад – но как мы знаем до массового промышленного производства данные агрегаты дошли совсем недавно. По объективным причинам? Вполне! Навскидку можно назвать минимум 3:

  1. «Сильные» (и компактные) неодимовые магниты появились сравнительно недавно. Без их использования невозможно было бы создание мощного и при этом достаточно миниатюрного синхронного электромотора переменного тока – фактически ядра моноколеса. Использование «классической» схемы построения синхронного двигателя с обмотками возбуждения как минимум серьезно бы увеличило вес и размер конструкции с учетом, вероятно, необходимости пересмотра всей схемы построения двигателя, обеспечения его развесовки относительно всей конструкции. Напомню: современное классическое моноколесо имеет фактически «вывернутый на изнанку» синхронный двигатель (статор с обмотками внутри, ротор с магнитами - наруже). А если нужно было бы заменить магниты ответными обмотками? Да еще, пусть и небольшой,  ток смещения на них подавать через щеточный узел …
  2. Обеспечение питания. Если по-хорошему задуматься – то нельзя не признать, что рост распространения всех без исключения мобильных устройств обязан в первую очередь развитию и совершенствованию технологии литий-ионных аккумуляторов (и различных ее разновидностей). Аккумуляторы других технологий в портативных устройствах любого размера и назначения не используются практически вовсе! Да, концептуально литий-ионные аккумуляторы были изобретены также очень давно – однако довести технологию до промышленного уровня по критериям безопасности, цены, различных эксплуатационных характеристик получилось лишь совсем недавно. И вот только последние 20 лет литий-ионные аккумуляторы продолжают активно использоваться и совершенствоваться. А весь электротранспорт (включая автомобили) и вовсе появился ровным счетом лишь тогда, когда появились литий-ионные аккумуляторы с большими токами отдачи (т.е. менее 10 лет назад). Использовать в моноколесе старый добрый свинец и кислоту («автомобильный аккумулятор»)? Размер моноколесного агрегата увеличился бы однозначно, а вес – то вообще в несколько раз!
  3. И последнее, хоть и не менее важное – электроника! Положим микроконтроллеры существовали уже в начале 80-х прошлого века, они не были столь компактны, дешевы, надежны и функциональны – но главный момент: их вычислительная мощность … Хоть в современном мире ИТ и программирования востребованность таланта программиста все ниже т.к. весьма производительное железо стоит копейки – в моноколесах применяются не самые дешевые контроллеры. А если можно было бы сэкономить – то обязательно бы сэкономили! Но микроконтроллеры – даже не самый основной момент. «Силовые ключи» (полевые транзисторы) сделали также немалый эволюционный рывок за последние десятилетия. Когда подбирал замену вышедшим из строя транзисторам в Ninebot S2 как «радиолюбитель со стажем» (т.е. почти с советских времен), честно говоря, удивлялся доступности в плане цены (и наличия) транзисторов с такими характеристиками: как масса-габаритными, так и мощностными … Даже лет 20 назад (не говоря уж …) сама возможность существования таких транзисторов выглядела более чем фантастично!

Вот и катаемся на моноколесе – фактически чуде инженерной мысли и технологического развития, порой над этим не задумываясь и не обращая на это внимания. Более того, некоторые упыри в сети еще и мяукают на тему «забытых» и типа «совершенных технологий прошлого» и в упор не видят реальных чудес нашей повседневной жизни, достигнутых эволюционным инженерным подходом.

MiGeRA (март 2020)



Заглавная » Разное » Ninebot Z10 – 2200км за первый календарный год