Sega MegaDrive – клон лучше оригинала!

Технический обзор MegaDrive-совместимой консоли на плате WB-S1.

Два года уже минуло со времени приобретения первой моей «железной» Сеги и обзора о ней … однако!

Желание заиметь в коллекцию не однокристалльный «новодел 20 летней давности» (такой вот каламбур), а по-настоящему полнокорпусную Сегу было еще до приобретения моего первого «новодельного раритета». Но за разумную денежку приобрести интересную девайсину непросто, периодически возвращался к этому вопросу, изучал предложения в первую очередь от частных продавцов, а не скупщиков барахла (т.е. раритета, которые прекрасно знают что продают и завышают цены только в путь).

Выбор предмета поиска.

Найти интересный и достойный клон – сразу понял задача не простая, сродни лотереи. Поэтому для начала остановился на изучении версий оригинальных приставок, их конструктивных и отличительных черт. Ведь тут разнообразие определяется только ревизией платы системы, которых хоть и не мало, но количество конечное. Можно изучить и определять по внешним признакам без вскрытия корпуса – информации много как англоязычной, так и в русской интерпретации. Изучаем, понимаем: второе поколение (MegaDrive2 – те, что в «квадратном» корпусе) отпадает сразу – как более поздние ревизии (в сравнении с первым поколением) там уже степень интеграции возросла, и пусть это еще не полностью однокристаллки – но отдельного синтезатора, а возможно процов и памяти, там может уже и не быть. Стало быть останавливаемся на первом поколении Genesis|MegaDrive. Тут имеем варианты ревизий плат с VA0 по VA7 (в том числе с «дробными» значениями некоторых версий), выпускались они с 1988 по 1992 годы – год выпуска однозначно определяет вторая цифра серийника (слева). А так как ревизии эволюционировали последовательно – то и год выпуска косвенно указывает на возможную ревизию. Но есть и другие внешние признаки: например конфигурация и расположение разъемов на задней части. Не буду подробно останавливаться и повторяться – инфы об этом много. В двух словах основное: самые ранние ревизии VA0 и VA1 не имели встроенного RF-модулятора, но имели порт расширения DB-9. Ревизии c VA2 по VA4 уже имели RF-выход. Ревизии VA5 и некоторые VA6 (с подверсиями) уже не имели распаянного DB-9 разъема (хоть он и был разведен на плате, и его можно впаять), при этом разъем питания оставался почти вплотную к углу корпуса. Все эти варианты выглядели привлекательными (хоть и в разной степени) для приобретения в коллекцию в качестве многокоропусной Сеги, с приоритетом в пользу VA0 и VA1 (как гарантированно не имеющие модуля TMSS). Ревизия же VA7 хоть и имеет форм-фактор первого поколения – схемотехнически является представителем первых ревизий второго поколения (т.е. MegaDrive 2). И хотя это еще не SoC в полной мере: дискретного Yamaha-синтезатора там уже нет, в едином чипсете все 3 ранее отдельных микросхемы (VDP, контроллер шины, контроллер ввода-вывода), память smd-шная (по панелькам ее не рассуешь) – так вот. Отличительный признак VA7: отсутствие DB-9 порта и смещение разъема питания от края ближе к центру. Вобщем с оригиналами все достаточно просто, цены только ломят за них, при том что корпуса аццки заезженные непонятно каким образом …

Любой клон является по составу и схемотехническому функционалу микросхем прототипом той или иной ревизии лицензионной платы, конечно почти всегда с иной трассировкой и возможно некоторыми изменениями в обвязке. Чипсеты имеют полную аппаратную совместимость (по распиновке) с аналогичными «оригинальными» микросхемами с сеговской маркировкой. Да, среди клонов и в корпусе второго поколения могли встречаться консольки на полной «рассыпухе» (схемотехнически аналогичные официальным первого поколения ревизий до VA4).

Искал долго. Брать за 6-10тыр с рук лицензионку с порой неопределенной работоспособностью, как и у перекупщиков явно вскрытую (и не раз), а возможно и отремонтированную - не хотелось совсем.

Но удалось найти, практически выиграть в лотерею. Да, это не лицензионка, а «клон» – но какой! Схемотехнически он эквивалентен ревизии VA5 первого поколения.

Нашел!

Данный экземпляр Сеги был выкуплен у первого владельца (за символические 2тыр), который приобрел ее в далеком 1994 году на Митинском радиорынке (узнаваемый жанр маркировки перманентным маркером на дне изделия в виде даты продажи и подписи продавца, указывающий начало гарантийного срока – служит подтверждением этого факта) и буквально недавно нашел его в закромах в неизвестном состоянии работоспособности и неполном комплекте (т.е. некогда рабочую систему, пролежавшую не менее десятка лет). Производственная маркировка на микросхемах приставки также указывает, что некоторые из них были выпущены в районе 30-х недель 1993 года – т.е. датировки сходятся. Конечно, несколько удивительным может показаться факт, что в то время как официалы уже год как клепают и продают Сеги в форм-факторе второго поколения на чипсетах с повышенной степенью интеграции – китайцы продолжают выпускать «закос» под японский MegaDrive HAA-2510 (о чем информирует стиккер на днище). На «рассыпухе»! Так дешевле разве? А почему уж тогда не в новомодном квадратном корпусе (ведь и в таких были многокорпусные клоны)? Можно предположить, что плат было просто наштамповано много – вот и собирали на них.

Перейдем к рассмотрению системы, платы на которой она выполнена. Качество исполнения, если честно, ужасающее! Детали набраны полным «лесоповалом» (но видимо это всеже не ручной – а очень дешевый машинный набор), пайка (вероятно тоже машинная) также очень хаотичная и неоднородная, с существенной экономией припоя и флюса. Удивительно, как это все до сих пор работает, местами кажется, что ножки не пропаяны от слова совсем. Но как ни удивительно: 25 с лишним лет не помеха – система в целом оказалась работоспособной более чем. Пришлось только что разъемы джойстиков качественно пропаять – от кривой установки они расшатались, а места пайки растрескались. Одна из дорожек даже под корень обломилась – благо все крупное, можно все почистить и пропаять. AV-кабель смастерил из старо-советского DIN-5 с тремя контактами штекера, классический трансформаторный «дендевый» блок питания – и в путь!

Ура! Оно работает! Причем не просто как – а очень даже качественно! Уровень картинки практически аналогичен лучшему варианту однокристаллки (2002 года) на SM801-A1 (приобретенному и описанному ранее) – т.е. близок к эталонному-эмуляторному, конечно c учетом погрешностей неизбежно вносимых PAL-форматом передачи изображения. И тут же ловишь себя на мысли – блин, это же PAL-картинка, а прорисовка фактически идеальная, никаких артефактов, фантастика!

Моем, чистим, рассматриваем и тестируем дальше … Отдельно расскажу о каждом компоненте системы, для этого ведь многокорпусную и брал, ради наглядности. А после чуток сравним с эталонной однокристаллкой. И так:

Процессор.

 

Да, в данном варианте стоит последняя ревизия (QQQU) оригинального процессора Motorola 68000 (а не совместимый клон от Signetics, как в лицензионных Сегах), причем даже не на 8MHz (опять привет «оригиналам»), а на 10MHz (т.е. можно разогнать при желании, информацию о том «как» - несложно найти в сети). Штатная частота работы около 7.6MHz. В процессе работы нагрев процессора ощущается как очень незначительный. И хотя, возможно по большей части, имеет место быть эстетическое наслаждение, что в системе работает оригинальный мотороловский камень - есть информация, что клоны от Сигнетикс (используемые почти поголовно ранних в лицензионных Сегах) имеют более низкую производительность при равных частотах. Кстати, название модели процессора символизирует, всего-навсего, количество транзисторов в его составе (шестьдесят восемь тысяч). Процессор данной архитектуры был весьма популярен в 80-х годах прошлого века и являлся основой многих ЭВМ, успешно конкурировал и превосходил архитектуру Intel x86 и современника из ее представителей в виде i80286.

Сопроцессор.

 

Хотя почему «Со-»? - только что по предполагаемому функционалу, а так это второй независимый процессор, а на нем «система в системе». Так вот, это процессор разработки Zilog на базе архитектуры Intel8080 (Z80) – в данном случае с маркировкой производства GoldStar (нынешняя LG) Z8400A, хоть и не от самой Zilog, но клоном тоже его назвать нельзя. Zilog щедро «благословляла» производителей на воспроизведение их детища. Так что вполне себе лицензионный экземпляр от крупного (в то время) производителя микросхем. Заявленная максимальная частота 4MHz (суффикс А) - максимум для данной модели от GoldStar, у которой был еще такой только на 2MHz, а так существовали от других производителей еще и на 8, и даже 10MHz (были и советского, а после и российского производства). Востребованная Сегой частота 3,58MHz - так что камень с небольшим, но запасом. Используется в качестве сопроцессора в системе MegaDrive как правило для управления синтезатором YM2612 (в «фоновом», для основного процессора 68k, режиме), а также выполняет функцию обратной совместимости с Sega Master System в качестве основного процессора (тогда как 68k не используется в режиме совместиости).

Память.

 

Микросхемы статической памяти, как основного процессора Motorola 68k (2*32кбайт), так и Z80 (1*8кбайт) – американского производителя Alliance Memory со скоростью доступа до 50MHz (20ns - т.е. запас на порядок!). Редкая реализация в Сеге: от производителя, специализирующегося на производстве памяти для встраиваемых систем (достойный вариант вобщем).

Если с Z80 всё классически-просто (8кбайт на 8-ми битной шине). То процессор 68k как бы имеет 64кбайта ОЗУ (именно так указывают зачастую номинально), хотя формально микросхемы подключены так, что это 32кбайта на 16-ти разрядной шине данных, и этот архитектурный нюанс важен при программировании.

Шинный интерфейс и контроллер ввода-вывода.

 

Чипсет системной платы – если проводить аналогию с настольным компьютером. Да, тут уже два в одном – в ревизиях сопоставимых до VA4 оригинала включительно это было две микросхемы (а до VA2 даже три). В нашем случае плата построена на серии «SE» (производитель пожелал остаться неизвестным). Маркировка чипсета SE-94 (корпус QFP-160), в работе практически не нагревается. TMSS блока («виртуального картриджа») в данном чипсете нет – что также не удивительно (для консоли-клона) и скорее преимущество, чем недостаток. Совместимый аналог - PCS 8492, в лицензионных приставках его функцию выполняют SEGA 315-5433 (с блоком TMSS – VA6) или SEGA 315-5402 (без TMSS – VA5). Также данный чипсет отвечает за «региональную принадлежность» приставки. И тут, как у любого сега-клона, все достаточно френдли – регионы можно переключать. Информация о регионе приставки, которую может проанализировать программный код располагаемый на картридже, носит сугубо информационный характер и никак не связана с форматом генерируемого изображения! Цель проверки соответствия (на идентичность) региона картриджа (игры) и приставки исключительно маркетинговая, также есть немало вариантов мульти-региональных версий игр и даже без привязки к регионам вообще (WorldWide). Для устранения несоответствия регионов конкретного игрового картриджа и приставки, которое делает невозможным их совместную работу, существует «переходник», называемый MegaKey – для лицензионных приставок и картриджей вещь вполне актуальная (для обхода несовместимостей «пиратским» способом). Но для владельцев «совместимых» приставок-клонов все гораздо проще, регионы приставки можно переключать!

Регионов (по версии Sega) всего три: Япония, Штаты, Европа. На рассматриваемой плате WB-S1 регионы переключаются следующим образом: справа от чипа SE-94 есть тест-поинт, который можно замкнуть каплей припоя (по-умолчанию размокнут), т.е. скоммутировать 72-ю ногу SE-94 на землю, что будет соответствовать региону «Япония». Висящий в воздухе контакт соответствует логической единице на данной ноге и означает региональную группу «Заграница» (Оverseas), по отношению к стране-разработчика. В этом случае «заграничный» регион выбирается путем коммутации 154-й ноги SE-94 на VCC (+5В) – что будет трактоваться как «Штаты» или на GND (земля) – соответственно «Европа» (контактная группа J1). В моем случае по-умолчанию скоммутировано на Америку, причем печатным монтажом (на обратной стороне платы) – т.е. для переключения или установки переключателя нужно разрезать соединение от крайней площадки. В нашем случае J1 не имеет на плате никакой легенды, но зачастую платы содержат к данному переключателю обозначение, вводящее в заблуждении вида N\P (типа NTSC\PAL). Правильно было бы указывать US\EU, так как к формату сигнала генерируемого приставкой, данный переключатель не имеет ни малейшего отношения! Связь между регионом и форматом тут чисто гипотетическая и организационная (а не техническая), а информация о регионе приставки (повторюсь) может как не использоваться игрой (WorldWide-версия), или корректироваться при помощи MegaKey (который в мульти-картридж Mega EverDrive встроен программно).

Мой экземпляр Сеги на плате WB-S1 по-умолчанию сконфигурирован как регион USA, а генерирует изображение формата PAL 50Hz (т.е. фактически регион EU).

Видео-процессор.

 

Чипсет SE-93 (корпус QFP-128), основной частью которого является видео-процессор (VDP) архитектуры YM1701 – самая горячая микросхема в процессе работы системы (в то время как SE-94 – самая холодная). Его аналогом являются совместимые чипсеты PCS 8290 или TA-06, а также оригинальный SEGA 315-5313.

Частоту развертки генерируемого VDP изображения (а вместе с ней и разрешение картинки) можно переключать, для этого на плате WB-S1 предусмотрена контактная группа J3, коммутация которой меняет целый набор параметров работы VDP. Коммутация 46-й ноги SE-93 на землю соответствует режиму «50Hz», на VCC – «60Hz» (в кавычках, т.к. не только частота развертки меняется). Также частота кадров не определяет формат цветового кодирования изображения (PAL\NTSC) при использовании композитного или s-video сигнала – этим занимается видео-кодер. В случае использования RGB-сигнала о форматах PAL\NTSC как таковых вообще речи быть не может.

Еще один момент – режим, задаваемый джампером J3, также определяет делитель (/12 или /15) базовой частоты с основного кварцевого генератора выводимой на выход SBCR (50-я нога VDP). Наличие перемычки J5 позволяет тактировать видео-кодер этим сигналом тем самым сэкономить на кварце для видео-кодера – но тогда система жестко привязана к стандартам и частотам, которые должны формироваться на выходе SBCR (3.57MHz для NTSC, и 4.43 для PAL). Собственный резонатор у видео-кодера допускает небольшую вольность в выборе частоты главного генератора, и рассматриваемый экземпляр Сеги тому пример.

Мой экземпляр приставки интересен тем, что имеет на борту кварц «NTSC-шной частоты» (53.693175 MHz), но при этом по-умолчанию сконфигурирован на генерацию картинки формата PAL 50Hz, под который также сконфигурирован и видео-кодер (кварц 4.43MHz, плюс соответствующая коммутация ноги конфигурации видео-кодера). Формально, это чуть ускоренный вариант PAL ;-)

В простейшем (моем) случае переключение VDP  «с 50Hz на 60Hz» (джампером J3) приведет к генерации изображения на композитном выходе приставки формата PAL60 (т.к. видео-кодер имеет собственный резонатор на 4.43MHz – все Ok), разрешение при этом («внутри» VDP) станет «NTSC-шным»: 320x224. Но так как практически все игры, созданные для Сеги, не используют более «высокий» экран режима PAL (всеж Янония и Штаты – ключевые регионы, в сравнении со всей Европой) то разницы абсолютно никакой нет. Программистская лень не позволяла и двадцать лет назад писать разный код и графику под разные регионы – затачивали под минимальные из требований, т.е. NTSC. И звук, кстати, тоже: об этом ниже …

Помимо VDP чипсет SE-93 имеет интегрированный PSG-синтезатор совместимый с TI-76489 (что вобщем-то стандартно и типично).

Видео-память.

 

Mitsubishi M5M4C264L и NEC D41264V – зоопарк, больше ничего не скажешь. Каждая из микросхем имеет архитектуру 64k*4 – вместе составляют массив 64 килобайта (старший и младший полубайт в разных микросхемах) – забавно, но работает. NEC греется сильнее, чем Митсубиши. Вообще, если на минутку задуматься – в архитектуре Сеги применена двухпортовая динамическая видеопамять! – роскошно для времен конца 80-х. Все по серьезному, разработчик задумывался и о производительности и об удобстве для программистов.

Синтезатор.

 

YM2612 – в оригинальной Сеге. В нашем случае его аналог с маркировкой SE-95 (или просто ремаркинг?). Лучше, хуже он или нет – планирую сравнить, приобретя оригинальный Yamaha-синтезатор. Благо форм-фактор корпуса идентичный. В сравнении с однокристаллкой заметного различия в звучании не наблюдается. В клонах других серий маркируется как ТА-07 или PCS 8593. Возможно также заменить на более современный аналог YM3438 (с модификацией цепей сопряжения на аналоговом выходе).

Видео-кодер.

 

Как в лучших лицензионных консолях – Sony CXA1145P. Он выполняет роль конвертора RGB сигнала с видео-процессора (VDP) в композитный, а также буферизует (усиливает) RGB-сигнал подаваемый на выход (нужно перепаять разъем на полный DIN-8, под который и предусмотрена разводка на плате). Также есть возможность распаять выход s-video формата, т.к. кодер фактически содержит в одном корпусе два отдельных преобразователя RGB->s-video и s-video->composite (в штатном решении s-video сигнал только «вынырнув» из микросхемы, «ныряет» сразу обратно). Данный кодер может быть сконфигурирован как на генерацию сигнала формата PAL, так и NTSC. Выбор режима осуществляется не только коммутацией конфигурационной ноги (7) на землю или VCC (контактная группа J4), но и установкой соответствующего резонатора (4.43MHz для PAL, 3.58MHz для NTSC), теоретически возможно также использование внешнего синхросигнала заданной частоты (с VDP например).

Усилитель звука.

 

Схемотехнически является предусилителем для смикшированного (монофонического) сигнала, подаваемого на видео-кодер. Стоявший по-умолчанию операционник HA17358, согласно документации усилитель очень общего назначения и ни разу не позиционируемый в качестве аудио (по поиску его чаще можно встретить в различных датчиках в роли компаратора, но не в предусилителях) – был практически сразу установлен в панельку и заменен на более-менее «малошумящий» OPA2134. Если честно, существенной разницы от замены не заметил – на задний разъем приставки (и далее в звуковуху компа) звук воспроизводится с любым из операционников весьма качественно и сочно. Лучше чем на однокристаллке пожалуй даже, басы явно глубже.

Драйвер-усилитель наушников.

Еще одно заимствование из лицензионных приставок и еще одна микросхема от Сони, уникальная по распиновке и не имеющая полного аналога с лучшими характеристиками (хотя подобные есть). Ее применение в качестве усилителя для наушников несколько странно. Sony CXA1634P, согласно документации, позиционируется как недорогое решение для реализации кассетного плеера: на вход магнитная головка - на выход наушники. Коэффициент шумов THD заявлен в 10% - т.е. очень фиговенько по современным меркам, да и не только. Мощность тоже не ах-ти, но это не главное. Неприятно то, что даже при минимуме на регуляторе громкости и отсутствии входного сигнала - в наушниках слышен достаточно явный фоновой монотонный шорох. Полезный сигнал конечно заглушает его, если врубить на полную - то даже практически полностью, однако об эстетическом комфорте тут даже и упоминать не приходится. Но в части усилителя для наушников тут ни прибавлено, ни убавлено – оригинальные Сеги имеют ровно такую же микросхему-драйвер, а стало быть, и качество, и шумы. Можно конечно в цепь ее питания емкостей побольше поставить и индуктивность …

По компонентам вроде все. Разъем картриджа, кстати, не ушатанный, не люфтует, самопроизвольных перезагрузок не провоцирует. Что еще? А вот!

Чем оптимальнее питать Сегу?

Не секрет что качественное питание залог стабильной работы любой ЭВМ. Большинство древних приставок, в т.ч. Денди и Сега, имеют пятивольтовую  ттл-схемотехнику (что тогда было определенным техническим прогрессом, более ранние ЭВМ требовали нескольких разных напряжений питания, порой и разнополярных). Наиболее дешевым в те годы решением получить стабильные 5В было применение интегральных стабилизаторов серии 7805 (советские «КРЕН-ки» - к142ен5), которые требуют для стабильных 5В на выходе – на входе что угодно выше 6,5В (вплоть до 30В для ряда ревизий). Излишки мощности рассеиваются в тепло, а поэтому такому стабилизатору требуется немаленький радиатор. Причем чем больше входное напряжение, тем больше нагрев. Для Денди, например, зачастую блоки питания (трансформатор + диодный мост + конденсатор) имели номинал 9В, для Сеги – 10В. Но сути это не меняет, совместимость имеет место быть, на холостом ходу такого блока питания напряжение могло быть вплоть до 17В. Под нагрузкой около 1А оно приближалось к номинальному, а стабилизатор в приставке «срезал» его до положенных 5В неслабо при этом греясь. Отличие приставок Денди от Сеги, а также каждых между собой (в части требования к источнику питания) заключается лишь в энергопотреблении при максимальной загруженности системы. У однокристаллок потребление ниже, чем у многокорпусных вариантов, а у Сеги «при прочих равных» потребление все же выше чем у Денди. Вобщем завышенное напряжение на классических трансформаторных блоках питания позволяло компенсировать его просадки в пиковые моменты. Рассматриваемая же многокорпусная модель Сеги фактически рекордсмен по энергопотреблению (в сравнении с любой Денди или однокристалльной Сегой) – потребляемый ток зачастую превышает 1А.

Для питания ретро-консолей я давно приспособил древний блок питания от … вобщем классический трансформаторный с мощными диодами (1N5402) и согласно шильдику обеспечивающий 17В, 1А. Его удобный разборный корпус на шурупах (что нынче редкость) позволил установить в него регулируемый индуктивный ШИМ-конвертор, который я выставил на холостом ходу ровно на 10В. Под нагрузкой около 1А напряжение проседает до 9.5В – чего более чем достаточно для любых устройств имеющих на входе стабилизаторы 7805. Для Сеги пришлось самовосстанавливающийся предохранитель (взамен плавкого) штатного номинала в 1А (во вторичной обмотке трансформатора этого блока питания) заменить номиналом в 2А (иначе отключался). Полет нормальный. Блок питания приятно тепленький в процессе работы, радиаторы стабилизаторов Сеги раскаляются прилично, внутри корпуса пластик без контакта с ними начинает даже источать аромат.

Экспериментировал с понижением напряжения и с другими импульсными блоками питания также через регулируемые DC-DC преобразователи. Да, чем ниже входное напряжение тем меньше нагрев стабилизаторов приставки и при включенной консоли можно входное напряжение опустить вплоть до 6,6В – однако для стабильного включения (старта), как показала практика, данной многокорпусной модели нужно не менее 8В питания, а это уже ощутимый нагрев. Ну да хрен бы с ним …

Но пришла в голову одна мысля. Погуглил, почитал, и в результате даже ничего паять не пришлось. Китайцы все уже сделали за нас и продают за копейки. А идея такова. Многие USB-зарядники для смартфонов поддерживают стандарт (протокол) быстрой зарядки QC (Quick Charge), распространены версии 2.0 и 3.0 (нам второй версии достаточно будет). Так вот стандарт QC предусматривает, что зарядное устройство только по-умолчанию выдает классические USB-шные 5B, а «по-запросу» (т.е. по команде) может выставлять на выход и 9В, и 12В. Для питания ретро-приставок нам 9В достаточно будет. Как «скомандовать»? Можно почитать стандарт. Можно прочитать статью на хабре и самому соорудить микроконтроллерное устройство на эту тему. А можно купить готовое! Ключевое слово (как ни странно) «триггер» - ищем «qc trigger 9v», пара баксов и шайтан-приблуда у вас ;-)) Не удивляйтесь маленьким габаритам и тому, что схемотехника на триггере ни разу не силовая – линии питания там сквозные. Его задача переключить само зарядное устройство в нужный режим (а контроллер там вообще видимо трехвольтовый с соответствующим стабилизатором, и для него что 5В, что 9В на входе - без разницы). Мы же получаем компактный и изящный блок питания для приставки (я использовал зарядник Aukey PA-T9). Но магия заключается ни разу не в меньших габаритах современного импульсного блока питания, и то что само зарядное устройство едва заметно нагревается тоже не столь удивительно (КПД импульсного высокочастотного преобразователя выше); да и 9В оно одинаково что на холостом ходу, что под нагрузкой в 1А – автоматика и стандартизация, а не чудо вовсе! Удивительно другое: при тех же (казалось бы) 9В на входе преобразователей приставки (полвольта погоды явно не делают), и стало быть 5В на их выходе, том же токе чуть превышающем 1А – радиаторы стабилизаторов 7805 едва теплые!!! Почему? - а куда деваются излишки? Но факт остается фактом, система работает стабильно при минимальном тепловыделении. Рекомендую.

Модернизация, исправление ошибок.

Колхозить с этим замечательным ретро-экземляром не собираюсь, но вот чуток обновить и доработать в рамках заложенного в плату функционала стоит.

Что сделано почти сразу:

  1. Пропаяны разъемы джойстиков и прикреплены винтами к плате чтоб впредь не расшатывались (по-хорошему это должно было быть сделано сразу, т.к. никаких других фиксаторов или стоек в корпусе под это не предусмотрено);
  2. Смонтированы панельки под синтезатор и предусилитель (последний апгрежен);
  3. Внезапно: обнаружено что звук с PSG не слышен – пришлось пропаивать (эх, и неоднократно) 95-ю ногу VDP (выход звука с PSG), а попутно и пару соседних ног, случайно задетых при пропайке. Теперь все нормально, есть предположение что непропай и отсутствие части звукового сопровождения было на данной приставке всегда (до меня);
  4. Установлен джампер переключения режимов 50/60Hz на VDP (см. ниже);
  5. Заменен выходной разъем с DIN-5 на DIN-8 – теперь RGB-выходом удобно пользоваться (см. ниже);
  6. Светодиод-индикатор питания заменен на круглый с плоской макушкой и бледно-зеленого свечения – смотрится изящно и красиво. Почему штатная индикация питания была выполнена красным цветом – загадка (это ж не аварийное состояние).

Чуть позже планируется:

  1. Поменять некоторые емкости, а также увеличить номиналы в узле стабилизаторов питания (где явно сэкономили).
  2. Добавить отсутствующие индуктивности в цепях питания.
  3. … вобщем то и все – данный экземпляр остается эталонным в своем роде у меня к качестве лучшего клона Сеги в многокорпусном варианте.

Дополнения-доработки.

Переход на PAL60.

Технически тут все предельно просто – можно просто перепаять перемычку J3 «железно». Штыри под джампер поставить сложнее: на данной плате между контактными площадками шаг двойной (5мм, вместо 2.54мм) – под какой переключатель или разъем проектировалось? – х.з. Решение выбрал такое – механически из гребенки с более длинными контактами вытащил и изогнул пару ног, которые по краям. Получилось изящно и юзабельно (на фотке выше).

Зачем вся заморочка? Большинство Сега-игр разрабатывались в расчете на NTSC-системы (все ж Япония и Америка ключевые регионы), а уж как там кодеры ваяли свой говно-код … Вобщем большинство игр, даже которые «все-региональные» на PAL-системах (когда VDP в режиме 50Hz) работают в заторможенном виде, что особенно заметно по звуковому сопровождению. Да, есть игры, перевыпущенные для Европейского региона с корректировкой таймингов – их единицы. Игр же использующих разрешение PAL (320x240) вместо классического NTSC (320x224) – не встречал. А поэтому перевод VDP в режим 60Hz c NTSC-шным разрешением решение разумное и удобное (да, те немногие игры адаптированные под PAL будут «летать», но можно юзать их NTSC версии – иной разницы нет). Кодер же PAL (вместо NTSC) обеспечивает более качественную цветопередачу – так что хоть формат PAL60 и является не совсем «стандартным» но дает пожалуй оптимальный результат, а также поддерживается современными «цифровыми» тюнерами и «телевизорами».

RGB-выход.

Является штатным, но почти все сборщики клонов экономили на разъеме DIN-8 и ставили DIN-5 (а-ля советский магнитофон), хотя платы имеют полноценную разводку под первый. Интересно, что схемотехника разъемов и штекеров обратно совместима как на уровне коннектора, так и на уровне контактов монтажа разъема на плату. Т.е. Установив DIN-8 на плату я продолжил пользоваться кабелем с разъемом DIN-5 (композитный интерфейс). Но есть важный нюанс (не связанный с обратной совместимостью с DIN-5). Разъемы DIN-8 бывают двух типов: т.н. 262 или 270 градусов (непонятно где) – между собой несовместимы. Китайцы называют первый (и штатно применявшийся в лицензионных Сегах) V-type, а второй – C-type. И если разъем на плату можно купить любой (только нужно внимательно смотреть, не всегда очевиден выбор бывает) – то вот штекер DIN-8 можно купить (особенно в китае) только 270-ый, т.е. не совместимый с классическим сега-решением! Да, можно конечно и на плату впаять такой, и даже готовый SCART-шнур (типа «для Сеги») купить с C-type коннектором … Но я все же решил воссоздать оригинальное решение и впаял разъем 262, правда самому шнур изготовить уже не получиться (штекер V-type отдельно не купишь) – юзаю готовый RGB-кабель (SCART-шнур), для DIN-5 (композитного шнура) тип разъема DIN-8 безразличен.

Вот такая вот история.

MiGeRA (август-сентябрь 2021)

Заглавная » MegaDrive » Sega MegaDrive – клон лучше оригинала!