Ninebot One S2 - такое же китайское г…Как я тестировал мощность моноколеса и устранял последствия …На многих форумах и во многих обзорах пытаются сравнивать мощность моноколес различных моделей и производителей. Единого метода нет, но зачастую приходится читать об успешных или безуспешных попытках в порядке тестирования «продавить» колесо вручную (в статике) до отсечки. Очевидно, что фактически каждый меряет на свой аршин с учетом своей массы и физического развития – т.е. об объективности говорить не приходится. Периодически и я пытался повторить сей эксперимент со своим Найнботом – безуспешно, это вселяло определенный оптимизм и формировало иллюзию надежности данного моноколеса. Шло время и вот за плечами более 400км пробега, прошло чуть более двух месяцев с момента покупки нового моноколеса и начала его эксплуатации. Вот-вот начнется октябрь месяц, и на улице начало уже ощутимо холодать. Запас пробега сократился чуть ли не в два раза! Т.е. если поначалу после 20км пробега оставалось чуть ли не 40% заряда – то сейчас уже едва дотягиваешь до 15км и 27% остаток заряда начинает зарезать максимальную скорость … Увы и ах, а ведь еще только 10 градусов выше нуля, что будет в мороз? – ведь я собирался кататься и зимой … Или аккумуляторы просто так быстро деградируют и похолодание тут ни причем? Также пришла в голову и мысль, что фактически ниже 25-30% я их никогда не разряжал (т.к. моноколесо скорость ограничивает, что дико неудобно) – может просто нужно сделать несколько полных циклов? А так фактически полная емкость не используется? В этих раздумьях я сидел в прихожей после прогулки и «мучил» моноколесо в попытках продавить его, упирая в стул на котором сижу. По информации из мобильного приложения можно было видеть, какую мощность расходует устройство, сопротивляясь мне. «Интересный тренажер» – так можно замерять и сравнивать усилия, подумал я и, поднапрягшись, в первый раз продавил колесо руками в статике! Вау! Повторим? – нет, второй раз не получилось. Но вместе с этим я заметил, что по ходу моих упражнений заряд упал еще аж на 3%! А что морочиться? Можно же встать на моноколесо и упереть его в стенку, которую явно не сдвинешь ;-)) Стою наблюдаю как легким переносом центра тяжести можно варьировать расход энергии. Вот 200Вт мощности расходуется, вот 300, 350, 400 ... Попробуем до штатных 500Вт? Приходится поднажать … и едва перевалив за отметку 450Вт потребляемой мощности найнбот отрубается … Весь эксперимент длился не более половины минуты. Разбираем, изучаем, оцениваем последствия. После аварийного отключения моноколеса (N2OSD1620T****), его включение приводило к нетипичному писку, а приложение выдавало сообщение об ошибке в двигателе. И действительно непосредственно колесо «впало в ступор». Т.е. обычно в выключенном режиме колесо вращалось достаточно легко (крутануть рукой или провести по полу) – теперь же было ощущение что оно «встало на ручник». Провернуть можно, но с приложением очень большого усилия – факт включения питания никоим образом картины не изменял. Нужно разбирать и смотреть … но факт что контроллер базовой платы жив и по-прежнему держит связь с приложением – внушал надежду на возможность успешного ремонта. Снимаем, помучившись в очередной раз, крышку аккумуляторного отсека и видим оплавившуюся изоляцию всех трех силовых проводов идущих от мотора. Особенно пострадал синий, его разъем (с проводом от базовой платы) также оплавился и уже не разъединялся (пришлось срезать накипевший пластик). Обращало на себя внимание то, что провода от мотора (до разъема) ощутимо тоньше (2.5 квадрата), чем от базовой платы (4 квадрата) – узкое звено в последовательной цепи налицо! Ради чего было экономить? – или, напротив, ради чего впаивать более толстые провода? М-да, китайцы с физикой не дружат … Глядя на эту картину первая мысль – в двигателе «каша» от чего его и заклинило … Нужно разбирать, смотреть сам мотор … Кстати, обратили внимание? Заявленная скорость вращения 600 об/мин, т.е. при 14 дюймовом радиусе – это линейная скорость около 40 км/ч ;-)) Разборка непосредственно мотор-колеса. Есть несколько нюансов, требующих понимания для корректного преодоления затруднений, которые неизбежно возникнут при первой разборке колеса, когда имеешь лишь отдаленное представление о том как оно собрано, если даже понимаешь, что ожидаешь увидеть внутри. И так.
… продолжаем К моему удивлению внутренности двигателя были полностью невредимы, как-будто никакой перегрузки и не было … Проводка к двигателю потекла, но в самом двигателе обмотка составлена из 5-ти проволок в параллель! Сурово. Намотка обмоток архи-кустарная, т.е. выполнена вручную и очень халтурно, «внавал» – что удивляться, что колесо свистит при работе! В целом конструкция мотор-колеса представляет собой трехфазный синхронный двигатель переменного тока: обмотка - на статоре … … на роторе – постоянные магниты. Частотой протекающего через обмотку тока управляют скоростью вращения двигателя. А стало быть, как для любого синхронника - нагрузка на валу двигателя в допустимых пределах не способна изменить частоту оборотов ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения (т.е. то что нужно для гироцикла). Также в статор вмонтированы датчики наклона «конструкции моноколеса» – 3 штуки. У каждого датчика три контакта: земля, питание, сигнальный – соответственно общее количество проводников в «информационном» кабеле - 5. При сборке обратить внимание, что располагаются датчики сверху (выгравированная буква «Е» на оси должна быть направлена к земле!) – таким образом, возможно фиксировать с большей точностью незначительные отклонения. Ninebot One S2 – моноколесо-камикадзе! Следуя «лучшим» традициям китайского дешевого ширпотреба – Найнбот фактически изделие одноразовое, хотя и не дешевое. Т.е. в Найнботе отсутствуют системы защиты, способные максимально сохранить компоненты устройства в случае превышения тока и/или перегрева устройства! Зато есть пара энерго-эффективных аккумуляторов, которые «на ура» выжигают и проводники и полупроводники! Фантастическое упорство и самоотверженность! Браво – аплодируем разработчикам стоя!!! И так, где именно у Ninebot One S2 нет никакой защиты и контроля (а по-хорошему должна быть):
Или действительно с точки зрения допустимого тока для аккумуляторов превышения не было? И аккумуляторы штатным образом обеспечили ток, достаточный для оплавления проводов двигателя, пробоя транзисторов и последующего отгорания немаленькой контактной площадки на плате, помутнению лака от сильного нагрева всей платы (о чем свидетельствует соответствующий запах) … Но нет, все было «типа штатно»: ток не превышен, радиатор не нагрет! Провода видать некачественные, почему-то вдруг изоляция потекла на них. И транзистор бракованный попался – пробился зараза. А то что лак коричневым стал – да кому это интересно … Печально все это … Силовая часть управления двигателем. В качестве силовых ключей, коммутирующих обмотки двигателя а также подачу питания от аккумуляторов, используются полевые н-канальные транзисторы STP15810 (фирмы ST) – найти такие же навскидку не удалось (редкая модель кстати, документацию не сразу отыскал). Посему стал подбирать аналоги из ассортимента чип-и-дипа, да пусть и по завышенным в 2-3 раза ценам, зато оперативно (1-2 дня) и ехать далеко не надо … Берем 5шт. – т.к. нужно минимум на 300р затариваться! А выбор пал на IRFB4410ZPBF (фирмы International Rectifier) – которые по ключевым параметрам почти не уступают стоковым (чуть ниже мощность – но вполне с запасом). Для симметричности новые транзисторы пойдут в цепи коммутации аккумуляторов (по одному на каждый), а освободившиеся исправные – взамен выгоревших в управление одной из трех обмоток двигателя. Заменяем оплавившуюся и задубевшую проводку от двигателя (от обмоток - до разъемов) – вместо проводов сечением 2.5 квадрата (мм^2) монтируем провода сечением 4 квадрата (такие же, как и от платы до разъемов), полученные путем «вскрытия» (удаления внешней ПВХ изоляции) соответствующего трехжильного бытового кабеля. Скручиваем, пропаиваем места соединений, изолируем термоусадочной трубкой. Получается вполне аккуратно и надежно. В имеющееся отверстие оси просунуть более толстую проводку не просто. Сначала просовываем тонкий пучок проводов датчиков, а потом поштучно силовые от двигателя. Собираем в обратку – ничего не забыть. Перед сборкой очищаем, по-возможности, резьбу от остатков фиксатора и затягиваем аккуратно, равномерно, с разумным фанатизмом ;-) Стараемся не оставлять лишних деталей. Кстати, уж раз разобрали мотор-колесо можно поменять, например, и подшипники! Т.к. для их замены придется разбирать его полностью снова. В этот раз я менять подшипники не стал – пробег маленький, нареканий к их работе нет. Справочная информация по подшипникам Ninebot One S2 такая: модель 6202RS что определяет их размер как 15*35*11мм. Буковки RS обозначают применение хромированной стали (chrome steel) – цена за пару 2 бакса. Можно купить более дорогие из нержавейки (stainless steel) ценой 4 бакса за пару с буквами ZZ (6202ZZ). Аккумулятор – капризная зараза. MiGeRA. (сентябрь-октябрь 2016)
| |