Дозаправка кондиционера (сплит-системы).

«Кондиционер» - только охлаждение. Если с реверсом, т.е. с функцией обогрева – то это уже «сплит-система».

Компрессор классического кондиционера может или работать на полную, или отдыхать – регулировка температуры достигается длительностью при периодической смене каждого из этих состояний (этакая ШИМ) – ровным счетом также функционируют классические продуктовые холодильники. Система, в которой работа компрессора может регулироваться плавно – называется «инверторной» (странное употребление этого термина с кучей значений в разных сферах жизни).

Некоторые ухари в целях саморекламы берутся утверждать, что «правильно» смонтированная система не нуждается в дозаправке пять лет! А если вдруг нуждается, то это монтажники рукожопые были – а они не такие … Конечно пять лет гарантии на работы вам никто не даст, а если и дадут: то куда вы с этой гарантией пойдете в случае? Хорошо, а после пяти лет «счастья» вдруг сразу начинает нуждаться? – так все равно заправлять/дозаправлять … или выкидывать и новую систему ставить (как нынче модно)?  Более объективной представляется информация, гласящая, что минимальные потери хладагента неизбежны и происходят постоянно – их количество оценивается до 8% от общей его массы в год (т.е. почти 100г в моем случае). При этом, как ни удивительно (но факт) кондиционер (сплит-система) могут и будут функционировать с различающимся количеством хладагента, эффективность будет различаться – да. В тоже время, к примеру, на эффективность куда сильнее, чем уменьшившиеся количество хладагента влияет загрязнение турбины-вентилятора внутреннего блока («карусели») и как следствие уменьшение скорости обдува испарителя («снятия» с него драгоценной прохлады). Но если карусель вы уже почистили, а прохлады все равно меньше чем было когда-то раньше: разумная дозаправка – правильное решение. Нет никакого практического, а тем более экономического смысла спускать «старый» хладагент и заправлять новый с нуля по весам в соответствии с информацией об эталонном его количестве для данной модели (если потери вызваны естественной утечкой в процессе работы, а не аномалией, и составляют не более 50% от общей массы). Информация о массе хладагента на шильдике носит обобщенно-справочный характер, а не является единственно верным эталонным значением! Длина трассы, температура и обусловленное ей давление хладагента будет вносить свои корректировки. Заправить кондиционер с нуля эталонной массой хладагента – вовсе не значит обеспечить идеальную работу контура! А если трасса очень короткая (2м, например), то что? – хладагента в избытке будет? А если длинная – то расчетная поправка (дополнительное количество хладагента) носит весьма эмпирический характер (опять-таки: температура, давление …). Вобщем лишь существенный недостаток или избыток хладагента негативно влияют на надежность и эффективность системы, а плюс-минус значительного влияния не оказывают. Дозаправлять систему нужно, а при регулярном использовании – регулярно: раз в год, накрайняк – раз в два года. Современные системы имеют в своем составе множество датчиков и контролируют себя, защищая в том числе от саморазрушения – в случае критического недостатка или избытка хладагента система отключится, но не сломается.

Дозаправка сплит-системы с хладагентом R410a.

Из тематического потребуется:

  • Одноканальная манометрическая станция (синего цвета «совместимая» с R410a), например HS-466 NAL;
  • Два шланга 1/4" – 5/16" (под ниппель шредера только для крепления к «сервисному порту» кондиционера – хотя в принципе можно хоть везде под ниппель, мешать не будет хоть и не требуется). Купить целесообразнее набор из трех шлангов (красный а-ля под высокое давление, вернее «жидкость» - запасной в нашем случае, т.к. по характеристикам шланги одинаковые, цвета носят эстетический характер);
  • Баллон с хладагентом. Минимальный развес по 800г. (плюс 450г масса баллона с фурнитурой). В моем случае баллон оборудован краном, а в штуцере ниппеля нет.

Также будут нужны:

  • Пирометр (бесконтактный термометр), наверное, можно и контактный – не скажу как на счет точности, но бесконтактный однозначно удобнее.
  • Весы типа «безмен», лучше электронные – в любом случае с возможностью измерить до 50г (т.е. погрешность, например, 10г будет не критичной).
  • Разводной ключ (для крышки сервисного порта), перчатки тканевые (лучше кожаные) обязательно и очки на всякий случай.

Если выполнять все одному, то рук будет не хватать. Поэтому манометр нужно подвешивать (шнурком с карабином, так надежнее, даже если есть интегрированный крюк) на уровне ниже уровня глаз! А баллон ставить так чтоб он не опрокинулся и не упал. Ну и чтобы длины шлангов хватало, на них висеть ничего (манометр или баллон) не должно. Чем длиннее шланги – тем они дороже и тем большее количество хладагента будет теряться.

Итак.

Манометрическая станция (одноканальная) имеет два штуцера под шлаг, кран и манометр. При закрытом кране штуцеры изолированы друг от друга, а манометр показывает давление только на одном из них (что вполне логично) – вот к этому штуцеру (как правило под манометром) нужно подключать сервисный порт кондиционера для фэн-шуя синим шлангом.

Ко второму штуцеру, соответственно находящимся напротив запорного крана – желтым шлангом будет подключаться баллон.

Подключаться и отключаться от сервисного порта кондиционера (т.е. сплит-системы в нашем случае) оптимальнее при работающем компрессоре – т.к. давление на данном участке контура (зона всасывания перед компрессором, когда сплит работает на охлаждение) будет существенно ниже (7-9бар вместо 13-15бар), что минимизирует потери хладагента и заливку рук им.

Косвенно на факт работы компрессора в отдельно взятый момент (пока манометр еще не подключен) указывает вращение крыльчатки в наружном блоке. При включении системы на охлаждение компрессор включается не сразу! Может пройти несколько минут, а работает он (в качественных изделиях) почти бесшумно.  Судить о работе компрессора при включении системы по внутреннему блоку почти невозможно – карусель (турбина) начинает вращаться и гнать воздух раньше, чем включится компрессор (иногда на несколько минут), разницу по прохладе потока  в первые минуты работы компрессора не отличишь.

Последовательность коммутаций шлангов для дозаправки сплит-системы:

  1. Подключаем синий шланг к манометрической станции (к порту с манометром – нижний порт для HS-466 NAL). Закручиваем руками максимально крепко (откручивать не придется до конца работ). Проверяем что кран манометрической станции закрыт (по часовой стрелке). В таком виде можно уже подключать ее к сплит-системе и мониторить давление. Но мы будем не только мониторить, но и дозаправлять!
  2. Казалось бы, в зависимости от расположения (монтажа конструкции): можно сразу либо подключить баллон к манометрической станции, а затем станцию к кондиционеру; либо сначала станцию к кондиционеру, а затем к ней баллон … Но т.к. необходимо стравливать воздух из обоих шлангов во избежание попадания его в контур – второй вариант значительно удобнее. Его далее и придерживаемся.
  3. Сняв колпачок с сервисного порта быстро и решительно дабы минимизировать потери хладагента из контура прикручиваем шланг к сервисному порту. Нужны две свободные руки (никаких «быстросъемников»): одной держим и позиционируем шланг соосно головке ниппеля, другой – быстро накручиваем. «Пшик» неизбежен, возможно даже с пеной (морду не подставляем, а руки в перчатках). Все тихо – утечек нет ;-) т.к. кран манометрической станции закрыт («по условию задачи»), манометр показывает давление на данном участке контура.
  4. Теперь нужно стравить воздух, находившийся в шланге и запрессованный в нем хладагентом в сторону манометра. Кратковременно (меньше секунды) делаем «пшик» в воздух, слегка приоткрывая и почти тут же закрывая кран манометрической станции (напомню: баллон пока у нас не подключен – если бы мы его подключили, пришлось делать бы «пшик» синим шлангом со стороны манометра, что не так удобно и влечет менее контролируемые потери хладагента из контура). Синий шланг «опрессован».
  5. Подключаем желтый шланг к манометрической станции, без фанатизма.
  6. Подключаем второй хвост желтого шланга к закрытому (краном на баллоне) баллону. Если баллон без крана, а стало быть с ниппелем - то сделать это нужно шустро.
  7. Открываем кран на баллоне (на один оборот достаточно, хоть в моем случае это не предел) – слышим импульс заполнения шланга хладагентом (утечек быть не должно).
  8. Теперь нужно стравить воздух из желтого шланга. Тут вариантов у нас нет – только чуть слабить крепление желтого шланга к манометрической станции (осмотрительно закрученного «без фанатизма»). Получаем «пшик» сквозь резьбу (не такой смачный как из крана в п.4) – утягиваем обратно уже потуже. Кран на баллоне можно закрыть (на всякий) – желтый шланг «опресован». Конструкция готова к заправке.

Процесс дозаправки прост (опишем чуть ниже), но его мониторинг это больше не наука – а ритуал! Да, именно такое впечатление складывается при прочтении многих материалов с сайтов и форумов! Также существует миф (культивируемый горе-кондиционерщиками), что мониторить процесс заправки можно исключительно по показанию манометра (т.е. по давлению). Табличка ниже успешно развенчивает этот миф (для тех кто вник в суть процессов, конечно).

Табличка носит скорее академический, чем справочный характер. На практике удобнее применять приложения (программа для смартфона) класса "линейка холодильщика". Хотя для конкретной (своей) системы, раз воспользовавшись подобной программой, проще запомнить нужные значения, чем каждый раз запускать софт и конфигурировать его ...

Ну да отвлеклись. Есть ярые противники операции дозаправки, признающие лишь процесс полной заправки системы по весам с нуля (с предварительным сливом старого хладагента и вакуумированием системы специализированным насосом). Будь полная заправка с предварительным сливом единственно верным решением – наверняка расфасовка хладагента имела бы другие номиналы (а не только 0.8кг и 13кг). Маленького баллона явно мало, большого до кучи с избытком – для полной заправки логично было бы приобрести от 1кг до 2кг хладагента (в зависимости от модели) – точная цифра на шильдике наружного блока.

Т.к. у большинства бытовых сплит-систем, как и в моем случае, только один сервисный порт (участок всасывания перед компрессором в режиме охлаждения), то единственный «не шаманский», не дилетантский («по давлению») и не профессионально-варварский («на глаз») способ мониторинга дозаправки – это контроль перегрева хладагента в испарителе. Об этом методе есть много неплохо и доходчиво написанных материалов (пересказывать подробно не буду). Нам потребуется «линейка холодильщика» для нашей марки фреона (у меня R410a) в виде таблицы, или приложения на смартфоне, или на худой конец ее подобие есть на шкалах манометрической станции. Идея проста: табличным способом по величине давления определяем температуру кипения хладагента (переход из жидкой фракции в газообразную). Этот процесс происходит в испарителе внутреннего блока в момент мониторинга. Далее при неизменном давлении (т.к. трубки одинакового диаметра), именно его видим на подключенном манометре – парообразный хладагент поступает в наружный блок к компрессору. Но вернемся чуть назад: испаритель длинный (змеевик в ребрах радиатора) и в зависимости от … многих факторов хладагент может полностью переходить в газообразную фракцию не пройдя еще через всю протяженность испарителя. В этом случае уже даже в испарителе продолжится нагрев парообразной фракции (при испарении температура постоянна). Парообразная фракция в любом случае продолжит нагреваться и по пути от внутреннего блока к внешнему. Разница между температурой кипения хладагента (по таблице) и температурой, измеряемой на участке всасывания перед компрессором (да-да, где сервисный порт, но лучше и точнее мерить на большой вальцовочной гайке) – называется перегревом.

Величина перегрева должна быть не менее 5 и не более 8 градусов. Его значение будет немного варьироваться от многих факторов, как внешних (температура внутри помещения и на улице), так и внутренних (давление в контуре, которым управляет компрессор в инверторной системе; скорость работы вентиляторов и их загрязненность). Если мы наблюдаем картину что вентиляторы вращаются, да и радиаторы кондиционера более-менее чистые – но система не холодит: то перегрев будет явно больше 8 градусов (в моем случае до 14 градусов), значит нужно добавить хладагента и снизить перегрев. До минимального значения перегрев снижать не стоит - т.к. его величина варьируется (и не сегодня, так завтра она может быть другой), а переизбыток хладагента, грозящий его неполным выкипанием … компрессор не убъет, накрайняк сработает защита – но для стабильной работы хватать аварийные стопы и ребутать систему (передергиванием питания) занятие не интересное. Поэтому стремимся ориентировочно привести температуру перегрева к верхнему порогу (8 градусов).

Непосредственно процесс дозаправки:

  1. Готовимся: взвешиваем баллон на весах. Запоминаем массу, снимаем с весов (они будут мешать, скорее всего).
  2. Последнее приготовление: компрессор работает, готовимся мониторить рабочее давление, открываем кран на баллоне (если есть и он закрыт).
  3. Заправляем – все просто: открываем (немного) кран на манометрической станции …
  4. И вот тут несколько творческий процесс, т.к. заправлять рекомендуется небольшими порциями от 30 до 50 граммов. В процессе дозаправки (добавления хладагента в контур включенной системы) показание манометра поднимается на 2-3 бара (в моем случае до 10бар) – слышим характерное шипение внутри шлангов. Максимум 2-3 сек. – закрываем кран (давление снижается), взвешиваем баллон. Навскидку запоминаем интенсивность шипения, давление и время дозаправки, массу переданного в систему хладагента – с целью более точного дозирования следующей порции (если она будет нужна).
  5. А нужна ли следующая порция? Даем системе «устаканиться» («переварить принятую порцию») пару минут - измеряем перегрев, он должен снижаться. Снижаться он может не сразу – даем системе поработать, адаптироваться автоматике под большее количество хладагента. Давление повышается только в сам момент перекачки хладагента из баллона в контур, а его значение, как до получения порции, так и после должно оставаться неизменными.
  6. Если «скормили» много хладагента за раз – давление возвращается к более низкой отметке после прекращения подачи порции (чем было до), температура кипения снижается, а сервисный порт обмерзает. Может даже и защита сработать, отрубив компрессор: в этом случае давление резко возрастет до значения выключенной системы (лед мгновенно оттаивает). Но придется перезагрузить систему (передернуть питание) – вновь ждать когда она неспешно раскочегарится, запустит компрессор, выйдет на режим. Благо манометр подключен, пирометр под рукой – все контролируемо. Большая порция за раз – не значит достаточность дозаправки в целом. Наш ориентир – перегрев!
  7. Все равно перегрев высок? Добавим еще порцию (30-50 грамм), дадим системе принять ее, измеряем перегрев (ориентируясь по давлению).
  8. Ориентировочное количество максимально добавляемого хладагента я рассчитывал как количество лет без дозаправки с потерей 8% за год от общей массы (в моем случае получилось 270 граммов). Плюс к этому неизбежные потери хладагента в шлангах при их монтаже/демонтаже и «пшиках» в воздух на ниппеле сервисного порта (вы еще не знаете как быстро и с какими потерями вам удастся снять шланг). Т.е. чтоб не получилось так, что потеряли больше чем добавили.
  9. ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! – переворачивать баллон и заправлять жидкой фракцией хладагента в нашем случае систему крайне не желательно! Компрессор работает, а мы добавляем хладагент почти в точку его всасывания – там должен быть только газ! Если хладагент перекачивается вяло (судя по шипению) и давление совсем не поднимается – можно приподнять баллон и даже немного наклонить его, процесс пойдет шустрее – но НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ полностью (дабы не «залить» работающий компрессор).

Заметил одну закономерность: в моей системе давление в «устаканившемся» контуре системы находится приблизительно в пределах от 7.5 до 8.5 бар. Для температур кипения на данном диапазоне значений давления хладагента R410a и с учетом допустимого перегрева в 5 – 8 градусов – «оптимальная температура» измеренная пирометром (описано выше) должна быть около 10 градусов Цельсия. Именно это значение является удовлетворительным для всех изменяющихся параметров. Получается, что манометр в принципе и не нужен – ориентируемся фактически только по пирометру (термометру)! Манометр сильно точных результатов и не дает. С учетом всего изложенного выше я решил завершить процесс дозаправки, достигнув измеренного пирометром значения температуры в 11*C.

Еще есть косвенный способ дополнительного контроля - температура выдуваемого воздуха внутренним блоком (во время дозаправки и последующего мониторинга) должна быть не выше 8*С. Напомню: при дозаправке система включена и настроена на максимальную отдачу холода и скорость потока воздуха. Замерить можно обычным комнатным «спиртовым» термометром (на малярном скотче временно прикрепить его к внутреннему блоку перед выходной щелью).

Последовательность отключения оборудования после дозаправки:

  1. Проверяем что краны на манометрической станции и баллоне полностью закрыты.
  2. Откручиваем желтый шланг от баллона. Будем готовы, что хладагент из шланга будет неизбежно потерян (выпущен в атмосферу) – работаем в перчатках, очках, морду не подставляем. Навскидку можно запомнить количество хладагента, выпущенное из шланга (для последующей оценки качества своей работы по отключению синего шланга). Отключаем желтый шланг от манометрической станции.
  3. Готовимся к отключению синего шланга от сплит-системы. Манометр продолжает показывать давление. Имейте ввиду, что при работающем компрессоре оно будет ниже чем при отключенном – а значит и потери хладагента будут меньше при прочих равных, да и шланг придерживать будет проще. Требуются две руки: одной плотно и соосно прижимаем шлаг, как это делает муфта (когда он прикручен) – второй быстро в три-четыре оборота отворачиваем шланг (муфту), быстро отдаляем шланг рукой, которой его держали (в идеале муфту нужно было открутить полностью). Будет «пшик», скорее всего с пеной – в идеале его объем не больше чем при откручивании шлага от баллона. Главное как можно плотнее придерживать, прижимать шланг пока не открутили его и быстро отнимать – давая ниппелю скорее закрыться.

Вот и все. Время на конспект ушло больше чем на сам технологический процесс.

PS. Сыграть в лотерею и вызвать «специалиста» или дозаправить кондиционер самому? Конечно лучше самому! Внимательнее и аккуратнее чем сам для себя никто не сделает. Опыт приходит с практикой, а дозаправлять кондиционер придется не раз, это штатная процедура, а не единичный случай устранения неисправности, хладагент – это расходник.

PPS. Если вы все же решились пригласить «специалиста»-кондиционерщика – помните: количество денежек которое он хочет за работу определяется его жадностью, а не профессионализмом. Качественно сделанный сайт компании и оперативная работа менеджеров на телефонах не исключает варианта, что к вам в итоге придут два оболтуса возраста старшей группы детского сада с куриными мозгами и кривыми лапами. И если даже вовремя спохватиться и отфорвардить их лесом, то их путешествие к вам может быть уже оплачено («за вызов»). В любом случае имейте ввиду, что такая опция как «гарантия на работы» по факту не более чем пустой звук (маркетинговая фишка). Случись что серьезное ни ремонтник, ни его хозяева не признают своих косяков (даже если это очевидно) – зачем им на бабло лишнее вставать? И что вам «гарантия»? Судиться будете? Привлекать экспертов? Это не только не малые деньги но и затраты времени – вероятность исхода в вашу пользу эфемерна. Доказать что вы выбрали и к вам приходили раздолбаи-негодяи ценой многократно превосходящей цену вопроса? – так себе затея. Изначально была цель сугубо техническая, а не философская.

Удачи? – нет, тут все проще: нужна аккуратность и внимательность – и вы осуществите задуманное.

MiGeRA (май 2021)

Заглавная » Разное » Дозаправка кондиционера (сплит-системы) - это просто!