Inmotion V14 - первая поездка и потом

Поездка раз.

Встал и поехал? Несомненно, имея опыт в 10 с лишним тыс.км. пробега на других моноколесах. И к слову сказать на V14 ехать первый километр было куда как проще, а «вау-эффект» был куда как меньше, чем тот же первый километр давался мне годами ранее на Z10.

К чести V14 стоит отметить, что на него достаточно просто вставать и также спешиваться при остановке. Это большой плюс. Хотя термин «легко» тут в большей мере касается именно предсказуемости маневра и минимальном риске потери равновесия и нарушения управляемости вследствие этого. А причина этого в толстом и высоком корпусе моноколеса в районе голеней, высотой почти до колена (при росте в 190см). В итоге оно ни капли не отклоняется от бокового горизонта при вставании/спешивании – это просто потрясающе! Что же касается легкости с точки зрения работы мышц, то напротив: встать, равно как и спешится с педалей высотой 25см от земли – это немалое усилие приседания на одной ноге, часто выполнять такое упражнение утомительно и лениво. А, увы, по началу приходится так упражняться весьма нередко. Т.к. только по прямой ехать и подруливать в части легкого изменения фарватера движения и а-ля «перестроений из полосы в полосу» - удается почти вообще без эмоций. Это если не брать в расчет того, что безумно дикая высота над землей смущает и была непривычна сразу (к слову сказать – это видимо надолго). А вот с поворотами все оказалось ой-как не просто! Да, памятуя как я первые несколько поездок напрягался на Зетке – тут, конечно, почти небо и земля, но только если в сравнении. Радиус поворота ооочень огромный и ощущения того что V14 и Z10 имеют практически одинаковый внешний размер колеса - нет от слова совсем! На V14 чувствуешь себя очень сильно увеличившимся в габарите не только в высоту (что объективно), но почему-то и в ширину (что странно). А про «вертлявость» и говорить даже не приходится! Или это просто Ninebot Z10 уникальное и не повторенное в плане геометрии и развесовок моноколесо – с центром тяжести внутри самого колеса, а не высоко над ним. Да еще и плюс к этому низкие педали Z10 – позволяющие эффективно этим центром тяжести воспользоваться.

Высокие педали и центр тяжести фигня? Да с таким большим и вполне удобным, благодаря комплектным накладкам, корпусом моноколесо можно легко зафиксировать голенями и сказать себе «валим»! В смысле «наклона» моноколеса на бок в повороте … Поначалу может сложиться впечатление что V14 как и Z10 нихрена не валится и держит поперечную вертикаль … Но это только поначалу так кажется. При незначительном наклоне, проходя через некоторое пороговое значения угла наклона, все мгновенно и революционно меняется. Колесо просто всем своим весом начинает заваливаться набок к земле как подрубленное дерево! Дыхание замирает, и не только в первый раз при подобном эффекте – т.к. всеми жабрами чувствуешь практически необратимость падения боком да еще и с такой высоты! Интуитивно и очень резким и сильным движением, как привыкший бороться до последнего райдер, выдергиваешь моноколесо в противоположную сторону … Разумеется через «нулевую точку» бокового крена пролетаешь … и ловишь, хоть уже и не в такой степени, эффект бокового завала на другую сторону. Но уже меньшим усилием выпрямляешься. В итоге ритм сердца учащается, а мышцы почти полностью заблокированы на следующие несколько минут которые ты едешь словно окаменевший и способный ехать только прямо в попытках расслабиться и вернуть своему «автопилоту» прежнюю возможность контроля за движением. Пара-другая таких «блокировок» и кататься дальше почти совсем не хочется. Т.к. катание уже больше не удовольствие, а скорее борьба! Причем как я, немногим позже, заметил: правые и левый повороты даются мне не с одинаковой сложностью/легкостью. Чудеса? Но стал припоминать что подобный эффект чувствовал когда только начинал учиться кататься на своем первом моноколесе – история повторяется, значит все норм (хотя возможно чисто субъективная фишка). Так или иначе левые повороты на 90 градусов и резкие стараешься избегать. Как? Да очень просто – спешиваешься! Благо это сделать проще, чем повернуть, да и ручка легко достается – можно и ПДД соблюсти  лишний раз. Мрак. А что поделаешь. Колесо мощное, классное – желание сродниться с ним есть. Нужно просто подобрать механику управления им и обучить ей свой «автопилот».

Насчет «мощное». Начал сразу с режима «спорт» (с отключенными помощниками). Специально выехал на пустынную велодорожку. Разгоняется и тормозит V14 вяло, тяжело, хотя потом (разогнавшись) вроде как и непринужденно себе катит – скучно и небезопасно, не для меня. Активируем помощников: по дефолту на 50% - результат мало чем отличается, если вообще отличается. 75% - разница есть, но все равно овощно как-то, м-да. Лишь на 100% усиления как торможения, так и разгона - колесо более-менее поехало и тормозной путь стал не таким безбожно огромным. Похоже на Z10? – то, о чем я мечтал и как минимум такое требование к новому моноколесу у меня было (а вернее была надежда что лишь V14 - моноколесо с самым мощным двигателем в пересчете на диаметр -  сможет, вероятно, не уступить легендарному Z10). В плане разгона – пожалуй «да», не уступает; в плане торможения – очень не однозначно: полная остановка точно происходит без четкой остановки движения. Хотя с разгоном субъективное впечатление тут несколько может подводить. На разных моноколесах одна и таже скорость чувствуется по-разному. Помню как на Ninebot S2 уже выше 20км/ч казалось чуть ли не «идём на взлет»! Потом на Z10 уже и 25км/ч выглядело безмятежным плаванием, а жизнь и экшен (в позитивном смысле) начинались после 30км/ч. На в V14 ты еще не успел тронуться и посмотреть на спидометр (который наконец-то появился на моноколесе) а уже двадцатку где-то едешь, чуток ускоряемся … До 30? – Как уже 40? Странно, а чувствуется такая же безмятежность как на Z10 – 25 (в то время как сороковник на Зетке – это вполне себе экстремальненький драйвинг)!

Приятно на V14 ехать? Приятно! Особенно если по прямой и о поворотах не думать.

то насчет подвески? Да у амортизатора есть настройки на сжатие и на отскок, а разнообразия препятствий и/или бордюров разной высоты для тестов так сразу и в одном месте не найдешь. Тещщу, собираю статистику для себя … Детально поделюсь вместе с впечатлениями о последующих поездках.

Поездка два.

Поездка вечерняя в будний день - поэтому, вероятно, сказывался недосып и утомление за день. Впечатления следующие:

- Колесо очень хреново рулится и это напрягает! Хочу обратно на свою Зетку (жаль она не на ходу).

- Амортизатор исправен, но он не работает! Видимо я слишком легкий – 85 + зимняя одежда в прохладный весенний вечер. Вообще беда и практически разочарование, если бы я после первой поездки не заказал бы себе уже более мягкий «официальный» амортизатор.

- А еще у амортизатора практически не удается найти золотой середины: или тупой и вялый (словно замерший) при этом тебя подбрасывает на кочках, любо это диван, который хоть и с небольшой амплитудой из-за чрезмерной жесткости видать, но постоянно раскачиваешься … Это я к чему – а укачивает люто такая поездка! Никогда за 8 лет моноколесного стажа не чувствовал такого эффекта в башке когда ты словно как с карусели сошел и равновесие держишь не без труда будучи трезвым! Останавливаешься через каждый километр на лавочке и приводишь свой «автопилот» в чувства, т.к. его блочить капитально начинает и управлять становится не только сложно, но и страшно, если вдруг приступ полного головокружения на ходу схватишь. Что я купил? Зачем вообще подвеска? Или с нормальной жесткостью пружина должна быть норм – а тут для аццких жиртрестов в 140кг рассчитано, или для парного катания карликов? – вобщем изъебнулся производитель, не для людей сделал.

Ладно. В этот день вообще лишь сплошная борьба была, а из положительных эмоций только то, что я вернулся домой целым и не покинул свой аппарат во время движения помимо воли (хотя так хотелось и не хотелось порой).

День третий.

Выходной солнечный, тёплый и сухой в городе. Я выспался, но все равно укачиваться больше не хочу – принимаю спортивный допинг перед поездкой (не алкоголь).

Рулиться легче не стало. Все равно нет-нет но валится колесо, автопилот клинит … А в чем причина? Начинаю анализировать и неспеша тренироваться на разных скоростях. И понимание приходит следующее – что всему виной высокий центр тяжести! При определенном угле наклона колесо действительно начинает лавинообразно заваливаться на бок, даже если ты не на нем, а сидишь на лавочке зажав его вольно между коленями ног стоящих на земле. Значит просто нельзя его сильно «валить» - но рулить то как? На Зетке же я так привык ложиться голенью внешней по отношению к повороту ноги на моноколесо, опасаясь лишь за то, чтоб башмак не соскользнул с педали, а завалить колесо было нереально совсем! Тут такое не прокатывает. А другой способ и достаточно прост и в тоже время весьма напряжен ввиду габаритов V14 (это на S2 было легко таким способом рулить, это и был единственный способ на нем). Вообще идея в том, что корпуса моноколеса нужно не качаться голенями ног вообще! В крайнем случае – если касаться, то не опираться ни чуточки. Т.е. представить что как такового корпуса моноколеса нет совсем, и мы рулим лишь давлением стоп на педали и перераспределяем вес за счет разного изгиба коленей и наклона туловища. Да, при этом у нас поза почти горнолыжника а башку в шее приходится выгибать как трековому велосипедисту, еще и руками себе в поворотах помогать. Неудобно ни с точки зрения комфорта, ни с точки зрения обзора – но есть радость, внезапно возросшая управляемость! До идеала и полной интеграции до безмятежного единения с агрегатом как на Z10 – как до луны. Но это уже колоссальный шаг вперед в эксплуатации V14.

А раз так, то можно сосредоточиться и на тестировании других аспектов конструкции – а именно на таком интересном как подвеска (подробное описание ощущения и восприятия которой я пару дней по возможности ненавязчиво обхожу стороной). Так вот в целом можно охарактеризовать так, что наличие подвески (амортизатора в купе с демпфером) как таковой не чувствуешь (это к слову тем, кто заочно предполагает что на моноколесе с подвеской кататься неудобно так как будешь постоянно качаться/раскачиваться что дескать совсем не к чему). На самом деле в этом нет ничего удивительного и это в принципе нормально – по аналогии с автомобилем: когда едем по ровной дороге то не приходится вспоминать или заострять внимание на наличии у транспортного средства подвески. В случае с V14 вызывает недоумение несколько другое – все неровности дорожного покрытия прекрасно чувствуешь несмотря на наличие подвески! Да, ощущение конечно определенно немного замыленные и не такие четкие и острые – однако. На выбоинах по-прежнему трясёт нещадно, а на колдобинах вполне себе подкидывает. Благо по привычке от обычного «бесподвесного» моноколеса амортизируешь коленями. Неужели все это от избыточной жесткости стоковой пружины? Вполне возможно: т.к. предсжатие невелико – запас хода на отбой при выбоине маленький; в это же время из-за тойже самой излишней жесткости на сжатие усилия недостаточно при колдобине (напр. в виде «лежачего полицейского»). Проверим предположение? Ок, силой воли корректируем психологический барьер и проезжаем через лежачих полицейских всё на большей и большей скорости (а порой не тормозим, а наоборот разгоняемся перед ними). О, да – при скорости более 30км\ч (под «полицейского» на 20) неровность не ощущается совсем, если не считать громкого щелчка отскока амортизатора (что свидетельствует о том, что сопротивление демпфера на отскок явно недостаточно). М-да. Стоковый амортизатор точно под замену (на более мягкий), а пока катим дальше … Самое приятное – это соскок с высоких бордюров: хоть прямо, хоть под углом (и это единственная ситуация где высокие педали в тему): при этом ровном счетом не ощущаешь ничего, все мягко, тихо и гладко. Заезд на бордюр накатом психологически более экстремален с учетом того, что выдернуть пока такое колесо вверх («подпрыгнуть») не готов. Готовишься по привычке к преодолению импульса в неравномерности движения при ударе колеса о бордюр … А ничего такого не происходит, все на удивление мягко, равномерно и безмятежно – от неожиданности такого прифигеваешь еще раз (т.к. готовился мышцами отрабатывать совсем другую ситуацию). Такие вот дела. Мнение о моноколесе-подвесе крайне неоднозначное и позитивная составляющая в нем в части подвески явно не превалирует. Чтож дождемся адекватной замены стоковому амортизатору (установкой которого производитель явно поиздевался над большинством райдеров имеющем массу до 100кг).

Еще один интересный момент, который обратил на себя внимание несколько позже – давление воздуха в камере …

День четвертый.

Да! С двумя атмосферами в шине (вместо максимальных двух с половиной) совсем другое дело! И движение по прямой стало более стабильным – колесо не приходится ловить на «остром гребне» его покрышки. И амортизация небольшая за счет резины появилась – меньше чувствуешь рельеф асфальта и плиток. Сбавить еще? А сколько? Странно кончено что на покрышке указана только максимальная весовая нагрузка на покрышку (превосходящая «грузоподъемность» моноколеса) и давление под эту нагрузку. А минимум то сколько? Понятно, что резина «грязевая» (по протектору она именно такая), минимальный порог давления может быть весьма низок – но ведь не хочется приложиться и ободом о бордюр, прожав едва накачанную покрышку … Вобщем не иначе как нужно брать экшен-камеру чтобы пронаблюдать со стороны – а пока оставляю двушку.

Управляемость стабилизируется. На данном этапе понял и приноровился, перед заходом в поворот особенно, принимать максимально спортивную позу (полу-присед «башкой вперед – жопой назад») и стараться максимально не касаться голенями корпуса моноколеса (что весьма не просто с учетом его немалой толщины и высоты). Поворачиваем исключительно балансированием на педалях! Т.е. представляем что есть только педали, а всего остального корпуса словно бы и нет. Удивительно, но это достаточно стабильный прием, хотя радиус поворота порой оставляет желать лучшего … Но это можно брать в расчет, выбирать траекторию маршрута заранее, при случае спешиваться.

День пятый.

Управляемость в поворотах становится лучше, не без участия покрышки конечно. Но основное всеже в переосмыслении логики управления моноколесом, которое произошло во время этой поездки и не сразу. И вкратце словами сформулировать это можно, наверное, так. Если у Z10 при маневре поворота можно было смело делать упор голенью ноги, «внешней к повороту», на корпус моноколеса с тем расчетом, что фактически наклонить/завалить его на бок было просто не реально, а благодаря педалям с шипиками и соскользнуть ноге тоже – прием такой работал и удавался (и такой прием я называл «джойстик»). Тут, c V14, все по-другому (а вернее, видимо, «по классике»): ты должен следить и контролировать чтобы моноколесо всегда занимало максимально ровно-вертикальное положение, боковые наклоны были, желательно, минимальны! Т.е. уже ты сам должен не допускать завала колеса и ни в коем случае на него не давить. Точнее можно допустить, что нога «в сторону поворота» будет упираться голенью в корпус колеса, но лишь для того чтобы контролировать и избегать его заваливания набок – при этом другой ногой, полу-расслабленной в колене, управляешь фактически самим наклоном и процессом поворота. Над симметрией сторон еще нужно работать.

И почти под завершение поездки обнаружилась свободная площадка обнесенная решеткой и с покрытием из резиновой крошкой, пустая. То что нужно для отработки маневров на низкой скорости: и колесо далеко в случае чего не укатит, и при падении оно также не должно сильно потерять товарный вид (как до меня – так мне бы и мелкого ровноного асфальта хватило, а вот колесико новенькое - жалко). Итогом буквально пятнадцати минутных упражнений стал опыт, который не получишь за несколько часов поездки, интеграции с колесом и ощущения «единого целого» на удивление прибавилось! Появилась даже мысль (и уже не шальная) что по маневренности оно может даже не уступать и Зетке. Высокие педали это не так уж и плохо? Удивительно, но когда ты готов завалиться на бок (хотя понятно не ставишь это целью) то на бок ты и не заваливаешься! Ощущение что центр тяжести моноколеса словно снизился. Хотя да – оно ощутимо немалым своим весом довлеет на голень ноги «в строну поворота», которой ты контролируешь его максимальный наклон. Т.е. не ты ложишься и упираешься на моноколесо голенью – а она на тебя. При этом получается очень сильно наклонить его и с радиусом порядка метра нарезать круги на месте. Противовесом является все твое тело, отклонившееся в сторону противоположную повороту и полу-расслабленная противоположная нога (о чем писал выше). Эх. Чувствую что чередовать поездки на Z10 и на V14 будет  не простой задачей. А пока же более чем доволен как опытом, так и моноколесом как покупкой, причиной которой в первую очередь послужила нехватка запаса пробега при желаемом темпе езды на Зетке.

День шестой.

Наконец-таки – удовольствие от езды на V14 стало превалировать над борьбой в процессе управления им! Более того при движении на сравнительно прямолинейных участках и плавном изменении траектории движения (не связанным с поворотами на 90 градусов в ограниченном пространстве тротуаров) – борьбы уже как таковой просто нет! Масса наслаждения, и в первую очередь от динамики разгона и запаса мощности, которой в достатке. Причем в отличие от всех других моноколес, когда ты стремишься максимально быстро ускориться – разгон происходит с увеличением не только скорости, но и величины ускорения! Словно невидимая сила тебя берет на буксир и с каждой долей секунды ты ускоряешься все на большую величину скорости. Класс. А еще мощности ускорения настолько с запасом, что движение в гору, с любым уклоном, никак не влияет на разгонную динамику – удивительно, но спусков и подъемов для V14 просто не существует! Это словно «визуальный эффект», который никак не влияет на движение и даже шум работы мотора. С торможением не так все ахово, но тоже не плохо. Единственно напрягает, что при малой скорости нельзя остановить колесо резко в ноль, как это легко делалось на других моноколесах – и затык, понятно, не в недостатке мощности: просто алгоритм управления так написан. В итоге не очень удобно, например, четко остановиться рядом со столбом, чтобы взяться за него рукой без тормозной нагрузки на эту руку – последний метр тормозного пути «эластичен» и от этого никуда не деться. При спешивании этот нюанс доставляет меньше хлопот – V14 высокое и толстое: замечательно упирается в голень оставшейся на нем ноги (в моем случае правой, спешиваюсь левой) и не кренится от слова совсем. По настройкам включены на максим помощники ускорения и торможения, жёсткость педалей 10% (т.е. весьма «жесткие»), разумеется режим спорт – и это единственная настройка имеющая право на жизнь для комфортной и безопасной езды!

.. 500 километров спустя.

Да, уже перевалило за первую половину тысячи км. А это немногим более чем 10 поездок, т.к. за каждую прогулку, даже вечернюю в свете фары по неосвещенному лесопарку - проходишь порядка 40-50км (а не 30-40км как было раньше, когда катал на Z10). Более мягкий амортизатор пока так и не приехал – но жду, вот-вот. Комплект занижения педалей или какой-либо еще способ их надежно и неколхозно приопустить – так и не нашел. Как пока и не научился делать крутые левые повороты столько же изящно как правые – что даже порой при необходимости левого поворота более чем на 90 градусов совершаю разворот через правое плечо на больший угол, но это уже субъективщина.

 

MiGeRA (март-апрель 2025)

 

А объективным попадаловом оказалась, внезапно, задняя ручка! Та, что прикрывает и защищает рычаги подвески. Сразу было неочевидно, что она сделана исключительно из пластика – так тактильно создавалась иллюзия легкосплавного материала (хотя и немагнитного). Но оказалась что она сделана не просто из пластика, а фактически из говна какого-то! Выключенное припаркованное дома колесо в вертикальном положении (прижатое боковиной к неподвижной опоре) вдруг потеряло горизонт и провернувшись менее чем на пол-оборота само-собой - завалилось назад, в результате чего приложилось этой самой ручкой о ковер. И все – ручке кирдык – прямо рядом с креплением ее напрочь отломило (разделило на две части). Причина в высокой хрупкости материала ручки и непродуманной геометрии ее конструкции, а наличие дырок для ее крепления резко ухудшает сопротивление материала на излом в этом месте. Т.е. да, ручка защитила собой амортизатор и его рычаги – но при этом она фактически одноразовая! Конечно, по меркам моноколесной аксессуарики ее цена не столь велика – это не 7тыр и даже не 4тыр, а всего лишь 1.5тыр … Но покупать их десяток и менять при каждом неосторожном «упсе», не говоря уж про более серьезные падения моноколеса – как-то не серьезно. Просто нет слов в адрес разработчиков, поскупившихся на таком важном элементе конструкции и с точки зрения удобства его использования, и с точки зрения защиты изделия от саморазрушения. Если было прям дорого или тяжело изготовить ее из стали – то можно было бы хотя бы встроить стальную арматуру внутрь ее частей, испытывающих максимально напряжение. Удивительно и то, что альтернативных или совместимых ручек для V14 пока не существует в продаже, нет даже и ее чертежей для заказа на изготовление. А пока, пока жду новую ручку, старую склеил циан-акрилатом и стараюсь ей не пользоваться: отломать ее врукопашку теперь наверняка дело немудреное, а в приклеенном виде, глядишь, если че - еще и сбережет разок амортизатор и рычаги подвески. Попутно думаю как и где можно смастерить ручку из металлоконструкции, ведь фактически крепится она на параллельны части рамы, а трапецеидальная форма ее вовсе необязательна – прямоугольная сойдет, а в роли поперечины вообще можно ось забабахать.

Так что теперь следует считать мифом мыль о том что Inmotion V14 такое вот все продуманное и надежное моноколесо! На такой мелочи его разрабы облажались! А ведь из такого же говно-пластика сделана еще и передняя ручка …

Заглавная » Разное » Inmotion V14 - первая поездка и потом