Sega – VA5: истинно-японский раритет.

HAA-2510 – модель, которую можно считать эталонной (ведь японские кодеры писали свои шедевры под неё).

В очередной раз занялся поиском оригинальной (лицензионной) сеги под распайку-модернизацию … Нашел, купил. И опять неудачно. Как и в прошлый раз меня угораздило выбрать раритетный экземпляр в очень хорошем состоянии и за разумную денежку. Вобщем опять «рука не поднимается» пускать в расход на эксперименты сей экземпляр, эх …

И так, вкратце что досталось мне в этот раз.

Эта консоль предназначена для японского рынка и японской же сборки. Все компоненты внутри тоже японские. Да, у нее в лучших традициях японской техники даже шурупы латунные (а не алюминиевые с черным напылением)! А вот чего нет - так это металлических щитов-экранов (привет пиратским клонам) - видимо электрические стандарты 90-х в Японии не имели таких драконовских требований к взаимным помехам от устройства к устройству как в Европе. За счет отсутствия экранов вес изделия ощутимо меньше. Также нет защитного кожуха на слоте для Sega-CD, зато его контакты в качестве защиты от коррозии имеют графитовое напыление. Насколько стойкое оно интересно, если им пользоваться регулярно? Или это просто в качестве консервации. Далее – нет еще и RF-модулятора («антенного выхода»), что достаточно внезапно, но его отсутствие освободило место на плате и разъем питания теперь находится не на выносном модуле. Глядя на корпус приставки сзади кто-то сделает вывод о том, что внутри мало-интересная плата VA7?

А на самом деле внутри плата ревизии VA5! В качестве «южного моста» чипсет 315-5402 (без BIOS'а системы TMSS), хотя при программном тестировании штатным способом (флаг внутри VDP) получаем рапорт о наличии TMSS («1» в младшем бите). На практике: текстовой заставки системы TMSS нет. Вобщем поведение схожее с клонами ;-) TMSS и есть и нет одновременно.

Конечно, данная редакция работает в режиме VDP 60Hz и генерирует картинку формата NTSC, который плодит на выходе дополнительные (в сравнении с RGB-выходом) артефакты. Видео-кодер Sony CXA1145P не имеет отдельного кварца, а стало быть в режим PAL60 лишь коммутацией ножки выбора режима систему не переведешь (плата даже не предусматривает подобный кварц). Что еще? Оперативная память Toshiba, видео-память и память Z80 – Hitachi, оригинальный сам Z80 и M68k. Достойно.

А еще у нее есть и распаян «третий порт джойстика» - что стало одним из основных критериев выбора данного экземпляра при покупке.

Да, интересно, что в качестве драйвера для наушников используется AN7108 (Matsushita), а не ставшая типовой для многих редакций лицензионных МегаДрайвов - Sony CXA1034 (или еще хуже - 1634 для клонов). И мне есть с чем сравнить: с европейской VA4! Одни и теже музыкальные композиции в режиме проигрывания через Эвердрайв и его DAC на одни и теже наушники: японка дает несколько более тихий по амплитуде звук (на всем диапазоне регулятора громкости), но при этом звучит чище и приятнее – лучше различимы негромкие фоновые детали звуковой дорожки. Сравнение ни в коем случае не хуже/лучше – европейка звучит более чем достойно, но японка несколько приятнее на слух. Количество фонового шума одинаково низкое. Синтезатор и там и там  – классическая Ямаха с присущим ей металлическим лязгом, но через AN7108 на наушники звучит она менее отстойно (на выход в DIN, разницы понятно нет). Короче, звуковая составляющая у двух приставок наравне, с легким превосходством в сторону VA5.

А так по добротности пайки японка в принципе похожа на китайскую сборку европейской версии VA4: пропаяно добротно, слот на заклепках (еще и очень узкий и тугой), детали лесоповалом, кнопка ресет резиновая и без клика …

На плате кустарно напаяны три толстых разноцветных провода-перемычки, что впрочем типично (судя по фоткам в сети) для плат VA5 и VA6. Зачем? Навскидку оценив их маршрут видно что они соединяют сигналы OE от каждой из микросхем ОЗУ и общий для них CE на некоторые обозначенные контрольные точки. Нельзя было предусмотреть трассировку по плате? – так нет, по плате эти маршруты также вроде проложены … Для полноты эксперимента можно отпаять провода и убедиться в их излишестве. А если бы были установлены «широкие» микросхемы памяти – то второй точки под данные соединения просто бы не нашлось. Странно, короче.

Интересно также, что по серийнику (A0005xxxx – размер партии более 50тыс.шт.), да и по маркировке на плате и  микросхемах – этот экземпляр выпущен в 1990 году. Т.е. ревизия VA5 была уже год спустя после выхода МегаДрайва в свет как такового. Но при этом даже в 1992 году еще продолжали собирать приставки на платах VA4! Получается, что последовательного эволюционного развития так такового не было – клепали все и вперемешку на чем было.

По железу пожалуй всё.

Корпус, как и полагается японской версии готов принять любые картриджи по критерию наличия пазов (для европейских их наличие обязательно), но требуется наличие боковой выемки слева. С одной стороны это правильное и логичное решение – конструктив подразумевает блокировку картриджа в слоте при включенном питании (и на всех версиях было бы не лишним). При отсутствии выемки на картридже включить питание не удастся, благо модернизация с целью универсализации проста – окрутив шуруп, демонтируем задвижку (легко вернуть обратно, если что) – получаем универсальный слот без всяких механических защит.

 

По программной части.

Немного сравнительных моментов, имеющих координальные различия между европейской VA4 и японской VA5:

VA4 (для европы: UK PAL-I)

VA5 (для японии: NTSC)

Имеет инерционный муар (шлейф подобный тени) деталей холста, заметный правда лишь через RGB-подключение в некоторых играх, сильно искажает восприятие качества контента – недостаток однозначно! (описано подробнее тут)

Не имеет аналогичного недостатка.
Куда он делся? Формально, если очень приглядеться, подобный шлейф вероятно есть, но он очень короткий и очень быстро очищается – в итоге общий размер тени пара пикселей, а не десяток-другой как для европейской версии.

В некоторых играх в RGB-режиме видео процессор на однородные по цвету участки фоновых холстов накладывает «шахматную» маску полутонов.

В некоторых играх в RGB-режиме видео процессор на однородные по цвету участки фоновых холстов накладывает  маску полутонов а-ля «жалюзи» (вертикальны полосы) – на небольшом расстоянии от экрана более заметна для глаз чем «шахматная».

Через композитное подключение: едва заметные артефакты из желтоватых вертикальных полос, заметных разве что на светлом однородном фоне или сплошном белом тексте на черном фоне.

Через композитное подключение: куда как более заметные вертикальные полосы, и уже не только на светлых фонах, плюс к этому зачастую это не только оттенение фона, но и добавление чуть ли не всей радужной палитры к белому цвету. Понятно, что основной виновник - NTSC кодек, но от этого не легче.

Гамма «завышена», за счет этого больше теплых тонов, но ниже их контрастность и различимость их оттенков. В некоторых играх картинка приятнее – но в большинстве случаев скорее недостаток, т.к. палитры большинства игр не создавались в расчете на такую гамму.

Цветовая гамма весьма сбалансирована по наличию и яркости цветов. Разве что артефакты порой портят восприятие, но, несмотря на это, в большинстве случаев картинка приятнее здесь (если конечно артефакты не свирепствуют в конкретно взятом примере). Яркость гаммы можно повысить, выбрав на приемнике стандарт NTSC-Japan (вместо просто «NTSC») – цветность будет больше похожа на PAL-версию.

Аспект-рейт в PAL и NTSC разный! Видимая часть картинки экрана по высоте всегда одинакова, однако в случае NTSC ее полностью занимают 224 пикселя, а в случае с PAL это 240 пикселей – в то время как информационно значимые 224 занимают только часть экрана, оставляя пустые полосы сверху и с низу, меняя тем самым соотношение сторон информационно-значимой части экрана в линейных единицах. (В NTSC картинка «растянутая» по вертикали, в PAL - «приплюснутая»). Таким образом, для масштабирования под формат 16:9 лучше подходит NTSC, для 4:3 - PAL.

Все тесты VDPFIFOTesting проходит корректно (122/122)

Не все тесты VDPFIFOTesting проходит корректно (114/122)

В некоторых неадаптированных играх скорость игрового процесса занижена.

Значительно большее количество игр идут с адекватной скоростью (чрезмерно "летающие" игры - редкость).

PS.

Вцелом конечно позор, что япошки даже «для себя любимых» выпускали и распространяли такой неоднозначный в плане качества выдаваемой картинки МегаДрайв (и это в шестой-то ревизии изделия!). И даже принимая во внимание сравнение, изложенное в табличке выше, где математически скорее дашь-на-дашь, то субъективно (тупо, как пользователь) я отмечу европейскую VA4 в качестве «победителя» в номинации «лучшее качество графики». Как технарь, я конечно понимаю, что японка проигрывает в первую очередь из-за сигнала формата NTSC (формируемого кодером на выходе), ведь не секрет что формат PAL обеспечивает меньшие потери и искажения. В RGB-режиме (где NTSC/PAL кодеры остаются в стороне) также бы выигрывала бы VA4: «шахматная» интерполяция менее заметна и более лаконично воспринимается, нежели «жалюзийная» у VA5 – но муар с инерционными тенями фоновых объектов … пожалуй выдвигает VA5 в лидеры (хотя игр, где явно заметен муар не так уж и много). Резюмируя: для композитного подключение берем VA4 PAL, для RGB – VA5 (пох на «жалюзи», а NTSC тут не при делах остается).

PPS.

Видать под модификацию нужно выбирать копию одного из имеющихся у меня экземпляров, чтоб уж точно не было соблазна его в коллекцию «как есть» добавить ;-)

MiGeRA (31.12.2022)

Заглавная » MegaDrive » Sega MegaDrive – VA5: истинно-японский раритет.