Sega MegaDrive – VA5: истинно-японский раритет.HAA-2510 – модель, которую можно считать эталонной (ведь японские кодеры писали свои шедевры под неё). В очередной раз занялся поиском оригинальной (лицензионной) сеги под распайку-модернизацию … Нашел, купил. И опять неудачно. Как и в прошлый раз меня угораздило выбрать раритетный экземпляр в очень хорошем состоянии и за разумную денежку. Вобщем опять «рука не поднимается» пускать в расход на эксперименты сей экземпляр, эх … И так, вкратце что досталось мне в этот раз. Эта консоль предназначена для японского рынка и японской же сборки. Все компоненты внутри тоже японские. Да, у нее в лучших традициях японской техники даже шурупы латунные (а не алюминиевые с черным напылением)! А вот чего нет - так это металлических щитов-экранов (привет пиратским клонам) - видимо электрические стандарты 90-х в Японии не имели таких драконовских требований к взаимным помехам от устройства к устройству как в Европе. За счет отсутствия экранов вес изделия ощутимо меньше. Также нет защитного кожуха на слоте для Sega-CD, зато его контакты в качестве защиты от коррозии имеют графитовое напыление. Насколько стойкое оно интересно, если им пользоваться регулярно? Или это просто в качестве консервации. Далее – нет еще и RF-модулятора («антенного выхода»), что достаточно внезапно, но его отсутствие освободило место на плате и разъем питания теперь находится не на выносном модуле. Глядя на корпус приставки сзади кто-то сделает вывод о том, что внутри мало-интересная плата VA7? А на самом деле внутри плата ревизии VA5! В качестве «южного моста» чипсет 315-5402 (без BIOS'а системы TMSS), хотя при программном тестировании штатным способом (флаг внутри VDP) получаем рапорт о наличии TMSS («1» в младшем бите). На практике: текстовой заставки системы TMSS нет. Вобщем поведение схожее с клонами ;-) TMSS и есть и нет одновременно. Конечно, данная редакция работает в режиме VDP 60Hz и генерирует картинку формата NTSC, который плодит на выходе дополнительные (в сравнении с RGB-выходом) артефакты. Видео-кодер Sony CXA1145P не имеет отдельного кварца, а стало быть в режим PAL60 лишь коммутацией ножки выбора режима систему не переведешь (плата даже не предусматривает подобный кварц). Что еще? Оперативная память Toshiba, видео-память и память Z80 – Hitachi, оригинальный сам Z80 и M68k. Достойно. А еще у нее есть и распаян «третий порт джойстика» - что стало одним из основных критериев выбора данного экземпляра при покупке. Да, интересно, что в качестве драйвера для наушников используется AN7108 (Matsushita), а не ставшая типовой для многих редакций лицензионных МегаДрайвов - Sony CXA1034 (или еще хуже - 1634 для клонов). И мне есть с чем сравнить: с европейской VA4! Одни и теже музыкальные композиции в режиме проигрывания через Эвердрайв и его DAC на одни и теже наушники: японка дает несколько более тихий по амплитуде звук (на всем диапазоне регулятора громкости), но при этом звучит чище и приятнее – лучше различимы негромкие фоновые детали звуковой дорожки. Сравнение ни в коем случае не хуже/лучше – европейка звучит более чем достойно, но японка несколько приятнее на слух. Количество фонового шума одинаково низкое. Синтезатор и там и там – классическая Ямаха с присущим ей металлическим лязгом, но через AN7108 на наушники звучит она менее отстойно (на выход в DIN, разницы понятно нет). Короче, звуковая составляющая у двух приставок наравне, с легким превосходством в сторону VA5. А так по добротности пайки японка в принципе похожа на китайскую сборку европейской версии VA4: пропаяно добротно, слот на заклепках (еще и очень узкий и тугой), детали лесоповалом, кнопка ресет резиновая и без клика … На плате кустарно напаяны три толстых разноцветных провода-перемычки, что впрочем типично (судя по фоткам в сети) для плат VA5 и VA6. Зачем? Навскидку оценив их маршрут видно что они соединяют сигналы OE от каждой из микросхем ОЗУ и общий для них CE на некоторые обозначенные контрольные точки. Нельзя было предусмотреть трассировку по плате? – так нет, по плате эти маршруты также вроде проложены … Для полноты эксперимента можно отпаять провода и убедиться в их излишестве. А если бы были установлены «широкие» микросхемы памяти – то второй точки под данные соединения просто бы не нашлось. Странно, короче. Интересно также, что по серийнику (A0005xxxx – размер партии более 50тыс.шт.), да и по маркировке на плате и микросхемах – этот экземпляр выпущен в 1990 году. Т.е. ревизия VA5 была уже год спустя после выхода МегаДрайва в свет как такового. Но при этом даже в 1992 году еще продолжали собирать приставки на платах VA4! Получается, что последовательного эволюционного развития так такового не было – клепали все и вперемешку на чем было. По железу пожалуй всё. Корпус, как и полагается японской версии готов принять любые картриджи по критерию наличия пазов (для европейских их наличие обязательно), но требуется наличие боковой выемки слева. С одной стороны это правильное и логичное решение – конструктив подразумевает блокировку картриджа в слоте при включенном питании (и на всех версиях было бы не лишним). При отсутствии выемки на картридже включить питание не удастся, благо модернизация с целью универсализации проста – окрутив шуруп, демонтируем задвижку (легко вернуть обратно, если что) – получаем универсальный слот без всяких механических защит.
По программной части. Немного сравнительных моментов, имеющих координальные различия между европейской VA4 и японской VA5:
PS. Вцелом конечно позор, что япошки даже «для себя любимых» выпускали и распространяли такой неоднозначный в плане качества выдаваемой картинки МегаДрайв (и это в шестой-то ревизии изделия!). И даже принимая во внимание сравнение, изложенное в табличке выше, где математически скорее дашь-на-дашь, то субъективно (тупо, как пользователь) я отмечу европейскую VA4 в качестве «победителя» в номинации «лучшее качество графики». Как технарь, я конечно понимаю, что японка проигрывает в первую очередь из-за сигнала формата NTSC (формируемого кодером на выходе), ведь не секрет что формат PAL обеспечивает меньшие потери и искажения. В RGB-режиме (где NTSC/PAL кодеры остаются в стороне) также бы выигрывала бы VA4: «шахматная» интерполяция менее заметна и более лаконично воспринимается, нежели «жалюзийная» у VA5 – но муар с инерционными тенями фоновых объектов … пожалуй выдвигает VA5 в лидеры (хотя игр, где явно заметен муар не так уж и много). Резюмируя: для композитного подключение берем VA4 PAL, для RGB – VA5 (пох на «жалюзи», а NTSC тут не при делах остается). PPS. Видать под модификацию нужно выбирать копию одного из имеющихся у меня экземпляров, чтоб уж точно не было соблазна его в коллекцию «как есть» добавить ;-) MiGeRA (31.12.2022) | |||||||||||||||||